или Зарегистрироваться
Земляки
1964
0
28 августа 2021

Радистка Настя не допустила советско-кубинского конфликта

Бывшая узница концлагеря посвятила жизнь морю и калининградскому порту
Анастасия Фоминична Орехова родом с Орловщины (сегодня это Калужская область. – Прим. авт.). Когда началась война, ей было восемь лет. Родная Слобода оказалась оккупирована немцами. 
Село они сожгли, а всех жителей отправили в концлагерь «Алитус» на территории Литвы. После войны возвращаться было некуда, и родители Насти перебрались в Калининградскую область. 

Напарника  по сену звали Пауль

После Победы семья сначала вернулась в родные места, решив отстроить дом заново. Но помощников в этом деле у немолодого уже главы семейства не оказалось – старший сын погиб на войне, другого забрали в армию на срочную службу. Среди оставшихся троих детей Настя самая старшая. 
– Мой отец хорошо знал немецкий язык – в 1914 году во время Первой мировой войны он воевал в Восточной Пруссии, – рассказывает Анастасия Фоминична. – Когда потребовались рабочие руки на ее восстановление после Второй мировой войны, он завербовался на сельхозработы. Весной 1947 года мы прибыли в поселок Салтыково Черняховского района. Привезли с собой буренку. А она нам уже летом подарок преподнесла – родила теленочка, и у нас стало две коровы. Родители работали в совхозе «Партизанский» – отец конюхом, мать ночной скотницей. Нас поселили в крошечном домике без фундамента, со стенами, слепленными из глины и битого кирпича. Отцу постоянно приходилось ремонтировать хибару. Но, как он ни старался, в конце концов она все равно развалилась. Переехали в крепкий особнячок по соседству – он как раз освободился, потому что прежние жильцы решили вернуться на родину. Среди наших соседей было много коренного населения. Мы дружили, взрослые вместе работали, дети играли. На сенозаготовке моим напарником был немецкий парень Павлуша – Пауль, который отлично говорил по-русски. 
До войны Настя успела окончить лишь первый класс. Но девчонка она была смышленая – успевала хлопотать по хозяйству, смотреть за младшими Маней и Ваней, самостоятельно заниматься с книжками и помогать в совхозе. Осенью пятнадцатилетняя Анастасия пошла сразу в пятый класс и быстро наверстала упущенные годы учебы.

Наелась  селедки с лихвой

В будущем Настя видела себя воспитателем в детсаду или школьным учителем. Но после 7-го класса поступить в Черняховское педучилище не удалось – родителям нужна была помощь, и четырехлетнее обучение дочери никак не вписывалось в семейные планы. Тогда девушка отправилась в Зеленоградск на годичные курсы Главсеврыбпрома.
– Набор был небольшой, а желающих – раз в шесть больше, – вспоминает наша героиня. – Но мне с подружкой повезло. Мы обучились на помощника мастера по разделке рыбы. Освоили весь процесс – от ее приемки до разделки и консервации. Приходилось даже на лебедке постоять, когда разгружали прибывшие с промысла СРТ. Работа тяжелая даже для мужчин. Я была комсоргом, и мое положение обязывало быть в первых рядах, вдохновляя коллег личным примером. Позднее окончила курсы лаборантов и стала работать на плавбазе «Корсаков». Мы делали слабосоленую сельдь ящичного посола. Я так освоила профессию, что могла определять процент солености рыбы на вкус – откушу, пожую и выдам результат. Обычно он совпадал с лабораторным анализом – ошибалась максимум на полпроцента. Так что селедки наелась с лихвой!
В 1956 году на танцах Настя познакомилась с курсантом Калининградской мореходки Федором Ореховым. Это была любовь с первого взгляда. На практику курсант попал на тот же «Корсаков». Увидев фронт работы любимой, Федор за-явил, что не женское это дело – море бороздить. После того как молодые поженились в 1959 году, он настоял, чтобы жена перешла работать на берег в порт. 
Федор ходил на судне старпомом, хотя учился на капитана. Но на эту должность беспартийных в советские времена не ставили. А Федор Орехов категорически не хотел вступать в ряды Коммунистической партии Советского Союза. 

Мужа не спас  даже Горбенко

В 1981 году Анастасия Орехова решила сменить профессию. Она заочно отучилась в мореходке на радистку и до самой пенсии работала на радиостанции в поселке Исаково – базе рыбного порта. До сих пор Анастасия Фоминична с улыбкой вспоминает, как все поба-ивались одного кубинского радиста, который недолюбливал русских коллег и во время сеанса связи требовал «радистку Настю». Только она смогла найти к нему подход и не допустить в итоге рыбного конфликта в советско-кубинском партнерстве. 
Чета Ореховых растила двух девочек – свою дочку и взятую на воспитание племянницу. 
К несчастью, Анастасия Фоминична рано овдовела – ее супруг умер в 56 лет от сердечного приступа прямо на рабочем месте. Не спас Федора даже тогдашний директор Калининградского морского рыбного порта Леонид Горбенко, который распорядился дать свою машину для транспортировки сотрудника. 
Нашей землячке в следу-ющем году исполнится 90 лет, но она сохранила бодрость, юмор и ясный ум. Анастасия Фоминична всегда рада встрече с родными, особенно с правнучкой. Внук Андрей продолжает династию – он тоже ходит в море. 

В этом году Калининградская область отмечает 75-летие. Журналисты «Страны Калининград» рассказывают о важных вехах в развитии края. И вы, наши читатели, можете нам помочь, поделившись воспоминаниями. Первые пятилетки, большое переселение, знаковые стройки, герои этого времени, трудовые династии – пишите нам о них на эл. адрес [email protected], звоните по тел. 31-24-11. 

коллеги по Корсакову. Орехова слева с биноклем.JPG
На этом фото – коллеги нашей героини по плавбазе «Корсаков», Анастасия здесь
слева с биноклем в руках

Анастасия Орехова на радиостанции рыбного порта.jpg
Анастасия Орехова особо отличилась, когда работала на радиостанции
рыбного порта

IMG_9803x,.jpg
Скоро землячке исполнится 90 лет

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1