или Зарегистрироваться
Земляки
1763
0
27 февраля 2019

Игорь Зарембо: «Никогда не снимаю исподтишка»

Азарт в жизни мастера фотографии перевешивает благоразумие
В Калининградском областном музее изобразительных искусств на днях состоялась презентация книги фотохудожника Игоря Зарембо из цикла «KALININGRAD. ГОРОД И ЛЮДИ». 
Экспозиция объединила в себе работы за последние пять лет. Общую идею мастер сформулировал иронично: «Каждый кулик свое болото хвалит». 
И добавил: «Это рассказ о единственном в своем роде эклектичном городе, который дал всем нам приют». Корреспонденту газеты «Страна Калининград» фотохудожник рассказал о своей жизни в искусстве, подобной крутой приключенческой ленте. 

Отчаянный профессионал
Фотографировать Игорь Зарембо начал еще в школе – делал камерой «Смена» снимки для стенгазеты. По окончании филологического факультета в университете сменил несколько мест работы. 
– Пытался трудиться в студии бытовой фотографии, – признается Игорь, – но долго там не задержался, хотя довольно денежная была работа. 
А душа рвалась совсем к иной – причем безденежной.
Мое знакомство с фотографом Игорем Зарембо состоялось около двадцати лет тому назад. Нам довелось сообща делать репортаж о бойцовых собаках. Дело было на Девау. Дрались алабаи, и фотограф давно уже не комсомольского возраста по-пластунски ползал с объективом и снимал разъяренных псов практически в упор. «Отчаянный человек», – всплыло тогда в сознании. Определение оказалось не в бровь, а в глаз. 
– На заре карьеры я делал цикл фотографий о нашем зоопарке, – рассказывает Игорь. – Пошел снимать льва. Перед клеткой было ограждение, через которое я, конечно, перелез под неодобрительный гул посетителей. Сунул объектив в решетку и снимаю льва в свое удовольствие. И тут кто-то как даст мне по голове! Как выяснилось в дальнейшем, это была пантера. Она лежала на верхней полке, а увидев нахального незнакомца, незаметно подкралась сбоку и когтистой лапой со всего маху залепила мне по затылку. Спасла заячья шапка, иначе могли бы сегодня не разговаривать.  
Азарт в его профессиональной жизни то и дело перевешивал на чаше весов благоразумие и осторожность. Например, прыгал с парашютом вместе с десантниками, чтобы добиться максимально выразительного кадра, ухватив натуру на лету. 
Да и биография складывалась так, что экстрим становился безусловной составляющей трудовых будней. В начале девяностых годов он получил предложение о сотрудничестве от издания «Франс-Пресс». Основным местом командировок были пылающие в огне войны Молдавия, Армения, Грузия, Нагорный Карабах.
– В годы работы в горячих точках я видел вокруг себя так много насильственных смертей, что написал завещание, – признался Игорь. – С тех пор понимаю, почему Алёнины (речь о жене Игоря. – Прим. авт.) родители, которые прошли войну, не любят об этом вспоминать.
Собственно, поэтому Игорь не стал рассказывать о самых жестких эксцессах, приключившихся с ним в горячих точках. Вспомнил несколько экстремальных историй с благополучным концом. 
– Как-то я работал в Тбилиси перед дворцом, где находился президент Гамсахурдия, – рассказывает он. – На площади у костров сидит народ и лелеет свою оппозиционную мысль. Вдруг въезжает военный грузовик. Все кинулись за ним, я тоже. Откидывают тент, а там лаваши. Я тут же взметаюсь наверх – фотографирую, как народ расхватывает горячие лепешки. И тут толчок, и я кувырком лечу с грузовика. Пришел в себя – ни сумки, ни аппаратуры. Утром иду во дворец, умудрился проникнуть в кабинет президента. Говорю: «Я корреспондент «Франс-Пресс», и у меня большая неприятность – остался без техники». «Разберитесь», – бросил Гамсахурдиа кому-то. И что вы думаете, в тот же день мне вернули все!

Кредо – люди
– Люблю снимать людей, занятых своим делом, – поделился Игорь Зарембо.
По сути это признание – профессиональное кредо художника. В конце восьмидесятых они с Еленой, тогда еще будущей женой, получили аккредитацию на съезд народных депутатов.
– Мы были счастливы, – говорит Игорь, – потому что получили доступ ко всей восхитительной атмосфере, которая там царила. 
Он тогда сделал цикл портретов политиков перестроечной формации: Афанасьева, Попова, Ельцина. А академика Сахарова, случилось так, запечатлел за считанные часы до его смерти.
А несколько лет назад фотограф затеял цикл о ветеранах области, которые ставили ее на ноги. Для этого Игорь объехал десятки городов и поселков. 
В прицепе были электростанция, осветительные приборы. 
– Занимался проектом «Люди. Годы. Жизнь» изо дня в день целое лето, – говорит Игорь, – не заметив, как оно пролетело.
– Ваши герои выглядят совершенно раскрепощенными, как этого добиваетесь? – спрашиваю у художника. – Ведь снято явно не скрытой камерой.
– Никогда не снимаю исподтишка, – отвечает Зарембо, – просто дожидаюсь, когда человек раскрепостится. А еще люди чувствуют, что я искренне к ним расположен. А это раскрепощает лучше всего. 

Справка «СК»
Игорь Зарембо родился в 1948 г. в Таллине. В Калининграде живет с 1961 г. Окончил Московский политехникум им. Моссовета и филологический факультет КГУ. Работал фотокорреспондентом в газетах «Страж Балтики», «Калининградский комсомолец», в агентстве ИТАР-ТАСС. Сотрудничал с рядом зарубежных агентств, бывал в горячих точках. Сейчас фотокорреспондент РИА «Новости». Лауреат областных, российских и международных конкурсов и биеннале. Персональные выставки демонстрировались в России, Литве и Германии. Член Союза журналистов с 1988 г., Союза фотохудожников – с 1999 г. 


20-IMG_9331.jpg
Общаясь с Игорем Зарембо, люди всегда раскрепощаются. И это видно по фото 

20-IGOR2252_shaaken_M.jpg
Дворик средневекового замка (фото из личного архива Игоря Зарембо)

20-IGOR2996_kruzenshtern_M.jpg
Встреча парусника в порту   (фото из личного архива Игоря Зарембо)

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2