или Зарегистрироваться
Земляки
5745
0
01 декабря 2023

«Мальчишкой я лазил по руинам»

Владимир Чиликин и подумать не мог, что станет художником Кафедрального собора
В Кафедральном соборе, одной из главных достопримечательностей Калининграда, есть органисты, научные сотрудники и даже собственный художник. 
Встретить последнего можно не только в мастерской – Владимир Чиликин проводит экскурсии и общается с посетителями. В этом году он отметил первый юбилей в этой почетной и редкой должности. 

Пришел работать дворником

Мастерская нашего героя находится ближе к звездам, о которых так любил говорить философ Иммануил Кант. Чтобы в нее попасть, нужно открыть едва заметные двери из музейных залов, подняться по узким винтовым лестницам (прекрасная, кстати, физзарядка). Вознаграждением станет невероятная картина: вид сверху на Преголю и крышу Кафедрального собора. 
Владимир Чиликин вспоминает, что страсть к рисованию у него проявилась в детстве. Он окончил художественную школу, потом отучился  в Беларуси на декоратора-оформителя. 
– Даже два года в армии я провел за любимым делом: карты рисовал и картины офицерам на юбилей, – улыбается наш собеседник. 

08-DSC_7411.jpg
Владимир Чиликин уже десять лет работает художником в Кафедральном соборе

Владимир сменил массу мест и профессий: работал подмастерьем в Доме художника, в ДК Светлого, трудился кочегаром, а в Кафедральный собор в 2013 году устроился... дворником! Заказы на отдельные работы для собора выполняли разные мастера, и, видимо, была потребность в постоянном специалисте. Знакомый органист рассказал Чиликину, что там вакантна должность дворника, предложил: «Приходи, к тебе присмотрятся, глядишь, возьмут потом и на творческую работу!». Так и вышло: мести двор пришлось всего три месяца – и о том времени у нашего собеседника остались самые теплые воспоминания.
– Помню, с какой гордостью открывал место за забором, где находится могила Канта, наводил порядок, – вспоминает он. – Были забавные случаи: однажды нашел там записку на немецком, когда перевели, выяснилось, что это просьба к великому мыслителю о помощи на экзаменах. Она современная: видимо, кто-то из студентов узнал о похожей традиции в Альбертине (университет в Кёнигсберге. – Прим. авт.) и решил попробовать!
Поработать в Кафедральном соборе для Владимира было мечтой. 
– Еще мальчишкой в 1980-х я лазил по его руинам. На окнах стояли решетки, но можно было пролезть, походить по стенам. Помню, увидел на одной из стен белоснежный череп, скелет. Картина врезалась в память! Уже повзрослев, нашел довоенные снимки, и на них – то самое место, это оказалось эпитафией (надгробный камень), – рассказывает земляк. – Судьба сводила меня с собором еще раз: в 1995 году я участвовал в создании колоколов – на них есть орнаменты, портреты Александра Невского, Петра Первого, короля Оттокара II. Помню, как наблюдал за их подъемом на башню: в городе не оказалось таких высоких кранов и пришлось придумывать дополнительную стрелу и разбирать кусочек стены, чтобы доставить их внутрь. 

08-DSC_7424.jpg
Мастерская художника похожа на музей

Секреты и знаки

Итак, должность художника собора стала долгожданной. Начал Владимир Чиликин с того, что рисовал портреты магистров Тевтонского ордена, когда-то они украшали главный зал, но, как и многое другое, сгорели во время бомбежки и пожара в 1944 году. Продолжается работа по восстановлению утраченного и сегодня.
Помимо творчества Владимир проводит экскурсии. На авторской, посвященной тайнам собора, показывает заалтарное пространство – в этом месте были похоронены известные личности: например, шесть великих магистров Тевтонского ордена. В органном зале обращает внимание на масонские знаки одного из витражей (когда-то его создание профинансировали масонские ложи Кёнигсберга). Но не только наш герой удивляет гостей, иногда случается и обратное. 
– Однажды после экскурсии семья из Москвы, осмотрев собор и узнав об одной из первых библиотек Кёнигсберга – Валленродтской (значительная ее часть сгорела, самая большая уцелевшая подборка находится сегодня в Польше, есть книги в Москве, Санкт-Петербурге и в БФУ им. И. Канта. – Прим. авт.), спросили, мол, нужны ли нам еще такие издания?! – рассказывает Владимир. – Выяснилось, что мужчина делал ремонт в Московской глазной больнице, старейшей офтальмологической клинике России, и около мусорного контейнера там забрал стопки книг. Это оказались хорошо сохранившиеся издания ХVIII–ХIХ веков — он переслал их нам абсолютно бесплатно. Старинные, с вручную разрисованными гравюрами, они все по офтальмологии. Одна имеет связь с нашим городом: ее в память о ведущем офтальмологе Кёнигсберга Юлиусе Якобсоне написала пациентка, которой он вернул зрение. 

08-DSC_7422.jpg
В мастерскую под крышей ведут древние винтовые лестницы

Вернуть утраченное

Рассказывать о своей работе Владимир может часами. Его мастерская похожа на музей, и у каждого «экспоната» своя история. Повсюду множество картин, архивных фотографий. Есть даже билет на последний органный концерт в Кафедральном соборе в Кёнигсберге. Он состоялся за несколько месяцев до британской бомбардировки, уничтожившей город – 3 апреля 1944 года здесь исполняли «Страсти по Матфею».
– Моя мечта — воссоздать эпитафию придворного советника герцога Альбрехта Прусского Иоганна Нимица, которая висела в соборе. Она уцелела и сегодня хранится в Польше, в Ольштыне. А интересна многими деталями, особенно тем, что на ней – первое живописное изображение Кёнигсберга конца XVI века. Может, я когда-то и книгу издам по эпитафиям как объектам истории и архитектуры, материалов собрано много, – делится планами художник.

08-DSC_7404.jpg
08-мечта-Владимира-___-воссоздать-эпитафию-придворного-советника-герцога-Альбрехта-Прусского-Иоганна-Нимица,-которая-висела-в-соборе.jpg
Мечта Владимира - воссоздать эпитафию придворного советника герцога Альбрехта Прусского Иоганна Нимица, которая висела в соборе

билет-на-последний-органный-концерт-в-Кафедральном-соборе-в-Кенигсберге..jpg
Билет на последний органный концерт в Кафедральном соборе в Кенигсберге

поделиться
опрос 08 июля 2024

Как справляетесь со стрессом?

8