или Зарегистрироваться
Здоровье
2841
0
12 апреля 2019

Убежать от деменции можно только в компании

Главная причина старческого слабоумия – это одиночество. Так считают и медики, и соцработники
Мало кто вообще замечает первые проявления этого заболевания, однако стоит пропустить тревожные сигналы, и болезнь «съедает» человека буквально за несколько лет.
Как отличить деменцию от возрастных капризов, остановить разрушение разума и что делать, если у вас есть неадекватные родственники или соседи, рассказали эксперты на круглом столе в редакции газеты «Страна Калининград».

Злится и дурачится?

Гериатр Зеленоградской центральной районной больницы Игорь Элизов:
– Сегодня в России официально около 1,6 миллиона человек с деменцией. Причины, которые ее вызывают, разные. 
В основном это сосудистая деменция, последствия инсульта, атеросклероз, сахарный диабет. Гораздо реже – болезнь Альцгеймера, в этом случае деменция становится одним из неотвратимых состояний недуга. Надо учитывать, что выявляемость деменции достаточно слабая из-за того, что как пациенты, так и их родственники зачастую списывают ее проявления на обычные возрастные изменения. Это ошибка и потеря драгоценного времени! Деменция неизлечима, но с помощью медикаментозного лечения можно продлить активную, комфортную для всех старость. И чем раньше начать, тем более благоприятным будет прогноз. 

«Страна Калининград»: 
– Как заметить признаки деменции и отличить их от возрастных капризов?

Врач-психиатр Психиатрической больницы № 1 Калининграда, к. м. н. Анастасия Васильева:
– До тех пор пока нет явных бытовых нарушений, проблемы с памятью и нарушением внимания не причиняют дискомфорт самому человеку и не очевидны для окружающих, это общие возрастные изменения. Например, жалобы вроде «не помню, куда кошелек дела», «как зовут того актера» можно считать возрастной забывчивостью, пока ключи не обнаруживаются, например, в холодильнике, а человек по три раза на день переспрашивает, как зовут знакомую 20 лет соседку по лестничной клетке. Другой звоночек – резкая смена настроения в сторону «упадничества», злость, раздражительность. Стоит обратить внимание на погружение пожилого человека в апатию. Меньше стал общаться, больше огрызаться или вдруг странно дурачиться. Надо срочно брать инициативу в свои руки и обращаться к врачу.

«Страна Калининград»: 
– К какому именно?

Игорь Элизов: 
– К участковому терапевту, а если в поликлинике есть гериатр, то к нему. Они могут заподозрить деменцию и перенаправить к неврологу, специалисту, который может поставить этот диагноз (он в его компетенции. – Прим. авт.).

Анастасия Васильева:
– У психиатра деменция лечится, если есть дополнительная симптоматика в виде бреда, галлюцинаций и значимых и опасных нарушениий поведения, которые могут выражаться в проявлении агрессии, жизнеугрожающих состояний для себя – собираются прыгать в окна и т. п., а также для окружающих – угрожают, замахиваются ножами и пр. В таких ситуациях врачи принимают решение или о лечении амбулаторном, или о стационарном кратковременном лечении для купирования подобной симптоматики. Но сама деменция как таковая в виде расстройства памяти, интеллекта в стационарном лечении у психиатра не нуждается.

«Страна Калининград»: 
– А какие подобрать слова, чтобы отвести к врачу родственника, который сам-то считает, что у него все в порядке? 

Анастасия Васильева: 
– Стоит сказать ему, мол, что-то давно кровь не сдавали, сахар не измеряли. Позвать к терапевту, чтобы обследоваться, а не бить тревогу, приговаривая: «Ты злой, ты раздражительный, надо лечиться!» На прием прийти вместе и проговорить доктору, что бывают моменты, когда родственник забывает, где положил вещи, и долго не может найти, вышел из дома и не мог вернуться, так как забыл адрес и т. д. То есть обозначить ситуацию, врач поймет, а сам пациент, скорее всего, не будет акцентировать на этом внимание.

Три ступени помощи

Начальник отдела опеки, попечительства и соцобслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов областного министерства соцполитики Анна Медникова: 
– В области работает система социального обслуживания для пенсионеров. 
У нее три ступени. Первая – полустационарная: когда человек себя полностью обслуживает, самостоятельно передвигается, но он ушел из коллектива – разорвались трудовые связи, дети работают и уделять необходимое внимание не могут. Тех, кто вышел на пенсию, мы приглашаем в центры соцобслуживания. Для них проводится лечебная физкультура, различные кружки по интересам. Стоимость зависит от дохода: для многих все бесплатно, для других без преувеличения копеечная. Бесплатно такие услуги получают пожилые граждане и инвалиды, у которых ежемесячный доход до 13 407 рублей. Если доход 15 тысяч, то оплата – 
31,86  рубля в месяц и т.д. Вторая ступень – граждане, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию: их посещает соцработник на дому. Частота его визитов зависит от степени утраты дееспособности, если человек еще что-то может делать по хозяйству и передвигается сам, то это два-три раза в неделю. Если утрата значительная, то, как правило, этот человек проживает не один, а с семьей – соцработник приходит к нему пять раз в неделю. Когда родственники уже не могут справляться, то это третья ступень – стационарное обслуживание, социальные работники обеспечивают круглосуточный уход.

«Страна Калининград»: 
– Какие надо оформить документы, чтобы воспользоваться какой-либо формой соцобслуживания? 

Анна Медникова:
– Гражданин или его представители должны обратиться в органы соцзащиты по месту жительства. Сотрудник предложит все услуги, которые могут быть получены. Многие, понимая, что пожилому человеку нужен постоянный контроль, а работать и семью содержать надо, принимают сложное решение – направить его на временное стационарное обслуживание. Для этого надо пройти медкомиссию, и часто именно там они узнают, что у их папы, мамы, бабушки – деменция. Это говорит о незнании, что такое состояние – это не изменения характера, а заболевание, и его надо лечить.
Директор областного Геронтопсихи-атрического центра Владимир Луценко:
– Проблема заключается и в том, что диагноз «деменция» часто устанавливается не сразу. Это может длиться и до 6 месяцев, особенно на селе, где надо доехать до специалиста, а это, как правило, долго и дорого, бывает, что и в райцентрах нет невролога, психиатра. Наш центр обеспечивает именно уход за пожилыми людьми (медпомощь они получают в больнице), которые в силу возраста не могут за собой ухаживать, и да, у них есть психическое расстройство, но это не обязательно деменция. 

Анна Медникова: 
– И еще: часто родные начинают тревожиться, когда бабушка или дедушка не понимает, что делает, а имеет при этом пенсию, недвижимость в собственности, и их состоянием могут воспользоваться мошенники. Поэтому стоит знать, что в таком случае есть процедура – признание гражданина или ограниченно дееспособным, или недееспособным. Начинать такое оформление надо с медучреждения – там установят заболевание, медицинская комиссия даст заключение, что по состоянию здоровья человек нуждается в таких ограничениях. С этими документами надо обращаться в суд, который вынесет окончательное решение.

«Страна Калининград»: 
– Как не «сгореть», ухаживая за впавшим в слабоумие родственником, если, например, интеллигент-профессор, оказывается, умеет виртуозно материться, а бабушка перестает узнавать любимого внука и т. п.?

Анастасия Васильева: 
– Вы должны взять на себя ответственность за жизнь другого человека, понимать и помнить, что деменция – это заболевание (!). Знать, что из него человека уже не вытащить никогда. Полезно распределить функции по уходу за больным среди родственников. Стоит быть готовым к любым неожиданностям в поведении больного, стараться подыгрывать его новой картине мира – это не обман, это бережное отношение к близкому.

Директор областного госпиталя для ветеранов войн Ольга Воронова:
– Я считаю, что забота о родителях преклонных лет – первостепенная важность. Это значит, надо знать, как проявляются признаки болезни, и, конечно, понимать, насколько важна профилактика. Наша задача работать на предупреждение проблемы. Например, сегодня в госпитале работает Школа мудрого возраста «Долгие лета». Мы проводим много интересных занятий для пожилых, даже старинные танцы! Максимально стимулируем то, чтобы люди ежедневно выходили из дома, общались. Проблема в том, что не все до нас доходят! Приглашаем и надеемся, что желающих будет больше. 

Игорь Элизов:
– Как только завершается развитие, начинается деградация. Причем первые признаки преддементного состояния могут проявиться и в 50–60 лет, особенно если не заниматься профилактикой. Мозг надо постоянно озадачивать. При этом главный показатель правильности выбранного действия – оно должно даваться тяжело. Как только стало легко – его пора менять. Делайте это и сами, чем раньше начать вырабатывать в себе привычку пробовать, познавать новое, тем проще будет в пожилом возрасте себя двигать вперед. 

Анастасия Васильева: 
– Умственная деятельность стимулирует рост нейронных связей в мозгу и обеспечивает жизнедеятельность клеток – это прямая профилактика деменции. Рекомендую сайт: memini.ru – там много информации о болезни, как быть семьям, столкнувшимся с деменцией, форум ухаживающих, специальные тренинги для пожилых людей.

«Страна Калининград»: 
– Специалисты едины во мнении, что главная причина деменции – это… одиночество. Ведь эпизодические контакты с друзьями и родными не снижают риск заболевания. Общение должно быть на регулярной основе! С его дефицитом пожилые люди идут и к врачам, а после мы зачастую слышим их фразы: «Вот легче стало, добрым словом доктор вылечил».

основное-фото.jpg
Эпизодические контакты с друзьями и родными не снижают риск деменции, а вот общение на регулярной основе способно это сделать

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3