Любить своих и заботиться обо всех
– Насколько мне известно, сейчас в России нет государственной программы подготовки специалистов, которые работают с детьми, оставшимися без попечения родителей.– К сожалению, это так. То, чему учат педагогов и воспитателей, не соотносится с реальной жизнью. Они не знают, как помочь ребенку пережить утрату, как с ним общаться и выстраивать процесс реабилитации. Самим педагогам в таких условиях тоже тяжко: они устают физически и эмоционально, не понимают, в чем польза их работы и как измерить ее эффективность. Мы точно знаем: думающий, грамотный, подготовленный специалист действительно может быть опорой для ребенка, который лишился возможности познавать этот мир в кругу родной семьи. Непростая задача: компенсировать нере-ализованную потребность в заботе, внимании и любви ребенку с психологической травмой.
– А детдомовский ребенок априори травмирован…
– Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в большинстве своем имеют травматический опыт. Он искажает нормальный, естественный ход развития ребенка. Ведь все его душевные и физические ресурсы уходят на преодоление последствий трагических для него событий. И у этих детей нарушена привязанность, такая естественная для «семейных» детей. Ребенок со здоровой привязанностью быстрее идет на контакт, больше доверяет взрослому. Того же мы ждем и от детей, которые попали в детский дом. Но их истории сильно отличаются от наших ожиданий. Там, в этих историях, было и насилие, и одиночество, и равнодушие к любым потребностям ребенка. Как следствие, они ожесточаются, замыкаются, могут реагировать неадекватно и агрессивно. Взрослые раздражаются, и начинается порочная цепочка взаимного непонимания и неприятия.
– Тем более что педагоги и воспитатели, даже самые квалифицированные, вряд ли в состоянии проявлять к чужим и не самым простым детям родственные чувства.
– Согласна с вами. Два ключевых слова, которые мы говорим, это любовь и забота. Мне непонятны люди, которые говорят: «Я всех детей люблю». Мы не обязаны любить всех детей, но мы обязаны о них заботиться! И если слово «любовь» мне не понятно, то слово «забота» я осознаю глубоко. Оно действенное. И когда я озвучила эту мысль специалистам, они выдохнули – им как бы позволили быть естественными в своей работе. Любить своих и заботиться обо всех!
В состоянии депрессии работать здесь нельзя
– Возможно ли в такой непростой работе избежать выгорания?– Выгоранию подвержены почти все, кто работает с людьми. И это целое искусство – уметь мобилизовать свои ресурсы, запасы жизненной силы. Конечно, важна поддержка близких. Человеку в состоянии депрессии или рефлексирующему с детьми работать нельзя. Но если он справился и победил, его опыт становится бесценным, ведь он может ребенка этим путем провести. Для того, чтобы помощь ребенку была реальной и успешной, мы учим педагогов, как самим не «провалиться» в эту травматизацию. Не выгорать. Это, знаете, как в самолете: сначала кислородную маску надо надеть себе, потом – ребенку. Мы выгораем тогда, когда не понимаем, что происходит. Меньше горишь, больше отдаешь.
– Насколько мне известно, в последние годы увеличилось количество возвратов детей из приемных семей. Чем это можно обосновать?
– Прежде всего плохой подготовкой и родителей, и детей. Многие ошибочно думают, что, мол, своих вырастил и тут справлюсь. Сейчас повсеместно работают школы приемных родителей. И законом закреплено, что приемными родителями могут стать только те, кто прошел эту школу. Ведь вырастить чужого ребенка, у которого за спиной насилие, отсутствие воспитания, разрывы отношений, это совсем не то же самое, что вырастить своего. А люди это не всегда учитывают. Ребенок, прошедший через череду ужасов, делает вывод: мир опасен и ужасен, взрослые не стабильны, а я всегда плохой… Подростки – даже родные – порой кажутся невыносимыми, не говоря уже о приемных...
– Случается, что те, кто прошел эту школу, меняют решение стать приемными родителями?
– Да, бывало, отсеивались, понимая, что не потянут.
И, знаете, воспитатели, психологи, директора, логопеды, проучившись у нас, говорят: «Дети стали другими». А на самом деле другими стали взрослые. Дети перестали их раздражать, потому что пришло понимание: дети не виноваты. Чтобы поменялся мир детей, надо менять мир взрослых.
– А как социализируются в обществе выпускники детских домов?
– На сегодня лишь 5 процентов выпускников детских домов социализируются в обществе. Ведь в идеале воспитатель детского дома должен брать на себя четыре роли: адвоката, психотерапевта, члена команды и родителя. Только тогда ребенок, покинув детский дом, может нормально социализироваться. Но пока об этом, увы, можно только мечтать...
Справка «СК»
Наталья Чистякова родилась в 1971 году в Усть-Каменогорске, (Казахстан). Окончила Красноярский государственный медицинский университет и Новосибирский государственный университет. Более 20 лет проработала в системе здравоохранения и 5 лет в социальной сфере. С 2017 года работает в проектах Детского благотворительного фонда «Солнечный город».
Психолог Наталья Чистякова: «Выгоранию подвержены почти все, кто работает с людьми. Умение мобилизовать свои ресурсы – это целое искусство»
фото из архива героя публикации
поделиться