или Зарегистрироваться
Обучение
2450
0
23 октября 2019

Дети все еще говорят: «Спасибо за урок!»

Один из лучших педагогов Калининградской области Марина Андреева — о современных родителях и учениках
Накануне Дня учителя в начале октября губернатор Антон Алиханов вручил награды –  звание и знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации» – четырем педагогам. 
Мы решили поближе познакомиться с лучшими учителями области: узнать их личную историю, отношение к молодежи и нововведениям в школах. Первый разговор — с преподавателем физики калининградского лицея № 49 Мариной Андреевой.

Общая настороженность
Марина Николаевна работает в школе 31 год. Начинала лаборантом сразу после выпуска из 11-го класса: пошла учиться в КГУ на вечернее отделение, чтобы была возможность параллельно работать. Она вспоминает, что в начале 1980-х профессия учителя была престижной, зарплата – достойной. 
Преподавала наша героиня в школах № 29 и № 6, а последние 14 лет работает в одном из топовых калининградских лицеев.
– Я, как и многие в советском детстве, играла дома в учителя: писала мелом на деревянном шкафу, проводила уроки для игрушек. Повлияли на выбор профессии замечательные педагоги. Так, физику преподавала Любовь Васильевна — объясняла все просто и понятно. Но была и требовательной: один раз за разбитую пробирку удалила меня, отличницу, с одноклассником с урока — так весь урок и просидели в коридоре, – вспоминает Марина Андреева. – Позже моим наставником стала Валентина Алексеевна Полякова, известный в городе физик, заслуженный учитель РФ. Важно иметь рядом такого профессионала, готового помочь, передать опыт и знания.
Сохранилось наставничество в школе и сегодня — вот только делиться наработками часто не с кем. Молодежи приходит мало.
– Причина уже не в зарплатах — они подтянулись. Думаю, отпугивает нагрузка — помимо уроков, большое количество бумажной работы, отчетов. А еще – ответственность. Учителя теперь переживают за каждый шаг, заранее продумывают последствия. Нечасто сталкиваемся с серьезными конфликтами, но есть общая настороженность. Бывает непросто найти общий язык с родителями. Они могут не только сделать замечание, но и накричать, пойти жаловаться на педагога, даже не разобравшись в ситуации, без личной встречи, – объясняет наша героиня. – Но, с другой стороны, современные мамы и папы заинтересованы в жизни детей, в том, что происходит на занятиях. Они грамотные, знают свои права.

Быть актуальным
Изменились, по мнению учителя, и дети.
– Они, как и раньше, искренние, активные, думающие. Но сильно загружены, меньше взаимодействуют между собой — все время в гаджетах. А еще стали взрослее, прагматичнее, чем мы были в их возрасте. В выпускных классах общаемся на равных, а в каких-то вещах — тех же компьютерных технологиях – они разбираются лучше. И тут учителю важно не отставать – быть актуальным, – говорит Марина Андреева. – Они, как и взрослые, требовательны к педагогам — это, на мой взгляд, плюс. Раньше учитель всегда был прав, сейчас — под вопросом. И это заставляет быть все время в тонусе, внимательнее смотреть на себя, свое поведение и преподавание.
В старших классах ребята стремятся попасть в престижные школы. 
– В младших классах важнее комфорт, удобство добираться до места учебы. А в старших — даже не оснащение, а педагоги. Много раз сталкивалась с тем, что семьи, которые переезжают из других городов, изучают сайты школ, смотрят на результаты ЕГЭ, куда поступают выпускники — и выбирают самые сильные. К нам многие хотят попасть. Я езжу на работу каждый день из бывшего Балтийского района – дети тоже, некоторых привозят даже из области, – пояснила педагог.

Наградили за профессионализм и волонтерство
С наградой Марину Николаевну поздравили родные, коллеги, ученики — и нынешние, и бывшие. 
– Приятно! Думаю, меня отметили за профессиональные качества: физика — важный предмет, необходим на технических специальностях, которые сегодня популярны и востребованы. Мои выпускники получают на ЕГЭ высокие баллы, поступают в престижные вузы, – рассказывает наша героиня. – А еще – за активность! Всегда занимаюсь не только предметом, но и чем-то еще. Сейчас это волонтерство. Вместе с коллегой, учителем биологии Татьяной Павловной Рязановой, развиваем это движение в школе. Ребята собирают макулатуру, несколько лет были волонтерами в зоопарке  – летом проводили там лагерь, шефствуют над областным госпиталем ветеранов – помогают с уборкой, поздравляют ветеранов с праздниками: в этом году на 1 октября, День пожилых людей, сами собрали для них 50 подарков!
Конечно, от подготовки к урокам, преподавания, дополнительной работы наша собеседница устает.
– Бывает, приду домой, начну жаловаться. А дочка говорит: «Но ведь тебе же нравится?» В очередной раз задумываюсь — и отвечаю: «Да!» - признается Марина Николаевна. – Когда начинала работать, да и сейчас, получаю огромное удовольствие, когда урок проходит так, как задумала. И дети говорят после него: «Спасибо!» Вот эти слова и делают окрыленной.

07-IMG_9680.jpg
Прав учитель или нет — это сегодня под вопросом. Героиня нашего материала, преподаватель физики Марина Андреева считает, что это заставляет ее быть требовательнее к себе

цитата
,
:
, :
В младших классах важнее комфорт, удобство добираться до места учебы. 
А в старших классах — педагоги

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27