или Зарегистрироваться
Обучение
1237
0
04 октября 2019

Не хочу идти в школу… Надо, ведь ты – учитель!

Как педагогу справиться с эмоциональным выгоранием
День учителя мы отмечаем 5 октября и хотим, чтобы педагоги были людьми с горящими глазами, вдохновляющими, интересующимися тем, что делают сами. И желаем им всего этого в праздничный день сполна, редко задумываясь, как помочь учителю справиться с учебной нагрузкой, общением с детьми, их родителями, администрацией школы и эмоционально не выгореть на работе. 
Именно педагоги больше всего страдают от этого состояния, признанного во многих странах заболеванием, связанным с трудовой деятельностью. Как справиться с эмоциональным выгоранием, рассказывает начальник Центра  профессионального мастерства Калининградского областного института развития образования (КОИРО), координатор региональной программы по развитию личностного потенциала у детей и педагогов Ирена Ивлева.

Перевернутые сутки
– Поведение «спасателя», человека, который постоянно спасает, несет добро и пользу всем вокруг, – это популярный образ в нашей культуре. Как правило, примеряют его на себя и все учителя, – объясняет она. – С другой стороны, у самого педагога с таким поведением завышенные требования и к самому себе. А ведь он обычный человек, со своими слабыми и сильными сторонами. В итоге, работая на износ, не думая или не умея восстанавливать свои силы, тренировать эмоции, он неизбежно скатывается в так называемое эмоциональное выгорание.
Можно выделить несколько стадий этого состояния. Сначала педагог, берущий на себя большой объем работы и понимающий степень своей ответственности, ощущает себя этаким «суперменом», считает, что сможет справиться со всем. Затем потихоньку начинает накапливаться усталость, которая со временем становится сильнее, учитель начинает в буквальном смысле «выгорать» – снижается яркость эмоционального восприятия, усиливается нежелание что-то делать. И в то же время растет ощущение вины – я не смог, я подвел, у меня нет сил. Но все равно считает, что должен все это тянуть. А нагрузка при этом не уменьшается. Характерный признак состояния выгорания – это перевернутый суточный ритм. Когда днем все больше хочется присесть, отдохнуть, поспать, а ночью появляется активность, человек может просыпаться по нескольку раз из-за беспокойных мыслей. Затем наступает стадия глубокого выгорания, когда педагог воспринимает весь мир как агрессора: плохие дети, родители, коллеги, администрация… Винит окружающих во всех бедах, не понимая, что их «зерно» все же надо искать в себе. И если не остановить этот разрушающий человека процесс, то можно дойти и до депрессии. Поэтому крайне важна профилактика выгорания. 
– Важно рефлексировать (обращать внимание на себя, на свои эмоции. – Прим. авт.), – продолжает специалист. – Задать себе вопросы: «Что происходит?» и «Что я хочу, чтобы происходило?», «В чем я нуждаюсь?». Например, в отдыхе. И надо позволить его, дать себе на это право! Случается, мне отвечают, что, мол, просто некогда: проект, поездка, конкурс и восемь уроков в день, к которым надо быть готовым, закончить бы хоть к часу ночи. Здесь я бы рекомендовала разделять ответственность за нагрузку/отдых с организацией, в которой человек работает. Интересно, но практика показывает, что педагоги не выгорают по отдельности, обычно с проблемой сталкивается часть коллектива или сразу весь. Как будто бы среди сотрудников появляется «вирус» выгорания. 
Случается это и тогда, когда от педагога требуется все, а ему – что достанется, обычно это зарплата. И что уж таить, социальная сфера зачастую недооплачиваемая. А ведь деньги важны. С одной стороны, на символическом уровне это компенсация: если много отдаешь, то и получать надо достаточно. Ну и на практическом уровне это возможность экономить силы, время, отдыхать и т. д. Если у вас был тяжелый день и вы к его концу уже без сил, можете ли вы взять такси? Деньги в этом смысле – непосредственный ресурс восстановления. При этом некоторые учителя, особенно в поселках области, получают такую зарплату, что у них, кроме работы, всегда еще полная нагрузка дома – огород, куры, что-то еще, потому что они иначе просто не выживут. 

Сохранить «спасателя»
Также в плане профилактики выгорания важно чувство единения коллектива, доброжелательная атмосфера, коллективные поездки, так называемые корпоративные вылазки, тогда учитель эмоционально заряжается, становится ресурсным. В нем поддерживается тот самый дух «спасателя», о котором мы говорили выше. Важно для учителя и чувствовать свой статус, если он много работает, то ему должен быть почет. Надо не забывать поощрить его за отлично проделанную работу, к примеру за какой-то проект. Профилактикой выгорания для педагога является и самостоятельность – возможность контролировать и выбирать для себя нагрузку по силам. Хотя в условиях нехватки учителей это сделать не так просто… Также педагогу надо на-учиться управлять своими эмоциями, научиться негатив переводить в положительный опыт. Уметь вдохновлять себя на достижения цели, например, не в целом для школы, а для себя – что именно я хочу получить в профессии, развить в ребенке. Такая переориентация цели позволяет не потерять смысл и удовольствие от работы. 
– Если самому справиться не получается, то лучше обратиться к специалистам, психологам, коучам. К примеру, есть антистрессовая программа для педагогов «Снятие рабочего и учебного стресса» в КОИРО, мы работаем с учителями бесплатно, информацию можно уточнить по тел. 8-911-457-97-06. Прорабатываем личные проблемы, учимся взаимодействию, осваиваем технологию установления контакта, поведения в конфликте, самозащиты, саморегуляции... Как сохранять хладнокровие. Как вызвать энтузиазм, когда у тебя нет сил. Как эти силы восстановить. Все наши вопросы и ответы – внутри нас. Мы просто иногда не знаем, на какую кнопочку нажать. Надо ли говорить, что в итоге выигрывают и ученики! – уверена Ирена Ивлева. – Так, несколько лет назад ко мне обратилась учительница начальных классов, пришедшая в школу после института. Проработав 2 года, она по сути взвыла… Не чувствовала поддержки, решила, что педагогика – не ее. После того как мы нашли причины выгорания и проработали их, она ушла в другую школу, где работала ее коллега-единомышленница, и сейчас она успешно развивается, стала востребована в теперь любимой профессии.

Поберегите педагога
Задайте себе вопрос, каким бы вы хотели видеть своего учителя. Счастливым, вдохновляющим, правда? Стоит помочь – уважайте его безопасность и помните, что педагог имеет право на отдых. Все звонки и смс должны быть отправлены до 6 часов вечера, за исключением форс-мажора.

Это можно исправить
Редакция «СК» поговорила с учителями и выяснила, в чем родители могут им помочь:
  • видеть в учителе союзника;
  • стремиться находить контакт с учителем, а не идти сразу жаловаться в администрацию; 
  • быть в согласии: если учитель не позволяет гаджеты в школе, стоит к этому прислушаться;
  • верить не только детям (хотя дети ложью часто защищаются от родителей же), обсуждать любую ситуацию с учителем тоже;
  • контролировать выполнение домашнего задания.

13-в-номер.jpg
Ирена Ивлева (на фото справа) и ее ученики – педагоги калининградских школ: повышают уровень эмоционального интеллекта

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3