или Зарегистрироваться
Обучение
1671
0
18 апреля 2019

Рисовать и лежать на полу: что разрешено в финской школе

Во время стажировки педагог из Калининграда Наталья Романова оценила одну из самых продвинутых систем образования в мире
В прошлом году «Страна Калининград» писала о талантливом учителе Наталье Романовой, которая преподает английский и французский языки в лицее № 49. 
Она победила в международном конкурсе онлайн-курсов EdCrunch Award, а вскоре и во Всероссийском конкурсе «iУчитель» с дистанционным курсом «Проектирование от А до Я» (22 мая в КОИРО пройдет его презентация — Наталья приглашает всех заинтересованных педагогов на мероприятие! – Прим. авт.). Наградой для лучших учителей стала поездка в Финляндию — страну, чья система образования считается одной из лучших в мире. 

Одна тема — на все предметы
На стажировку отправилось 48 учителей из государственных и частных школ от Калининграда до Владивостока.
– Это было повышение квалификации. За неделю мы посетили четыре школы в Хельсинки и Эспоо, познакомились с инновационным подходом, основанным на феноменах. Финалом стала защита разработанных нами образовательных проектов, – рассказала калининградка.
Что за подход такой? Все просто — и вместе с тем непривычно. Берут определенную тему (за год их будет несколько) — например, во время стажировки победителей конкурса это был феномен «Балтийское море», – и изучают ее через разные предметы. Интегрируют не только близкие науки — математику и физику, химию и биологию. Но и те, что, на первый взгляд, нелегко связать: математику и искусство, географию и математику. Так стираются грани между предметами, а дети получают целостный взгляд на проблему. 
– Приведу пример по феномену «Балтийское море»: в одном кабинете дети изучали флаги и население стран региона, находили их на карте. В другом смотрели фильм о рыбах и их стро-ении, резали настоящую рыбу и рассматривали органы, которые помогают ей жить в воде. В третьем слушали языки народов этой местности, учились произносить простые фразы. В четвертом проводили эксперимент «экологическая катастрофа», выливая в тазики «нефть» и пытаясь спасти птичек. А еще изучали и рисовали отдельных представителей фауны и флоры моря и размещали аппликации на стене, составляли визуальную карту всего, что узнали. Во всех кабинетах дети использовали планшеты (их они получают бесплатно на все время обучения), фотографировали, делали записи, – вспоминает Наталья.

Идеальных кабинетов нет
Все школы в Финляндии разные и сами определяют режим работы, расписание и другие важные моменты. В некоторых нет звонка с урока, только на начало занятия.
– Учитель следит за временем и сам определяет, когда отпустить детей на перемену. Большие перерывы могут длиться до 30 минут, на них дети часто выходят на улицу, занимаются своими хобби и много двигаются, – делится впечатлениями педагог. 
Восхитила Наталью и организация пространства.
– Я не видела абсолютно одинаковых кабинетов с ровно стоящими рядами парт и идеальным порядком. Столы разной формы: треугольные, круглые, квадратные; стулья на колесиках, табуретки, мячи, подушки и коврики. В дело идут коридоры, стены, пол. Ученики могут использовать любой уголок для работы или отдыха: спрятаться в палатку и почитать книгу, рисовать, лежа на полу, группой работать на огромных кубах, – говорит наша собеседница.

Пустите в дело стену!
Обучение построено на самостоятельности и доверии. Финская школа – это история больше о «прянике», чем о «кнуте» (хотя есть наказания за опоздание, и поведение влияет на итоговую оценку). 
– Прежде всего там думают о том, как создать благоприятную атмосферу, мотивировать ученика. Недаром финская школа считается одной из самых комфортных для ребенка. Одна из ее идей – равенство возможностей учащихся. В классах не выделяют сильных или слабых, каждый ребенок – уникален и одарен, – объясняет Наталья. – Оценка – это не показатель успеха ученика или учителя, а лишь способ информирования. И даже ошибка – успех. Акцент делают не столько на результате, сколько на процессе приобретения знаний и навыков, важных в современном мире. Финны уделяют большое внимание эмоциональным навыкам. Учат детей уважать чувства других, быть свободными в выражении своих, но в то же время понимать, что не во всех ситуациях все эмоции уместны. 
Что наша героиня возьмет в свою практику?
– Например, следующий региональный дистанционный конкурс по английскому языку «English Challenge» (проект Натальи Романовой, входит в лингвистическую региональную программу. – Прим. авт.) в январе 2020 года можно посвятить одному феномену, – говорит она. – И еще есть идея... В одной из школ нам показали стену высотой до 4 метров, выкрашенную в однотонный цвет. Несколько раз в год ее украшают съемными аппликациями, в изготовлении которых принимают участие несколько параллелей. Сейчас на ней фигурки птиц и людей, следующая экспозиция будет приурочена к Пасхальным каникулам. Я нашла похожую стену в своей школе. Будем творить!

Вот-так-выглядит-школьная-библиотека.-В-ней-дажже-палатка-есть,-если-захочется-побыть-одному.jpg
Вот так выглядит школьная библиотека. Книги здесь можно читать в любом удобном для посетителя положении 

Наталья-Романова-(в-середине)-победила-во-всероссийском-конкурске-__iУчитель__-и-попала-на-стажировку-в-Финляндию.jpg
Наталья Романова (на фото она в центре) победила во Всероссийском конкурсе «iУчитель» и попала на стажировку в Финляндию

На-уроке-можно-сидеть-на-полу-и-даже-лежать.jpg
Уроки в финской школе проходят в явно неформальной обстановке

фото из архива героя материала

Больше о героине материала читайте в статье «Квест для школьников 
и перевернутый класс».

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3