или Зарегистрироваться
Обучение
2288
0
17 мая 2023

«Пусть школа запомнится детям не только подготовкой к экзаменам»

В калининградском учебном заведении № 58 ученики и учителя вместе пишут свою историю
Май перевалил за вторую половину. А это значит, что в школах скоро закончатся уроки и прозвенят «Прощальные звонки». 
В одном из новых образовательных учреждений Калининграда – № 58 на ул. Артиллерийской – уже второй год ученики и учителя пишут свою историю. Здесь сплачивается воедино педагогический коллектив, где нашли свое место и молодые сотрудники, и те, кто учит ребят уже не одно десятилетие. И тут зарождаются традиции, каких еще не было ни в одной другой школе Калининграда. 
– Мы пока много чего пробуем: и технологии, и идеи, и как работать с учениками с высокой мотивацией и с олимпиадниками, – рассказал директор школы № 58 Александр Ерохин.  

Нелинейка после линейки

А еще за два года здесь появилась система своих праздников. Например, посвящение в десятиклассники. Готовят его 11-е классы. Самостоятельно, но советуясь с педагогами. 
– И, кажется, у нас зарождается традиция «Нелинейки». Провели такой праздник 2  сентября на нашей большой территории, –  рассказывает замдиректора Елена Сухачёва. – Собрались ученики старшей лиги, родители, педагоги – более 300 человек, жарили на гриле сосиски, пили чай, слушали музыкальные группы – необычно встретили начало учебного года. Уже планируем «Нелинейку» и после «Прощального звонка». Будут выступления учеников и педагогов, чтобы еще больше узнать друг друга и успеть сказать много добрых и хороших слов, а также показать ребятам, что школа, особенно для выпускников, – это не только экзамены. Хотя и к ним мы готовимся. Хотим, чтобы у ребят были и походы, и совместные увлечения, и взаимодействие вне уроков по разным направлениям. За это хочу поблагодарить педагогов, кто в эти процессы активно включается. Не боится пробовать новое, ошибаться, искать путь, который будет интересен всем.           
В этом году в школе первый выпуск 11-х классов.  
– Это наш самый быстрый выпуск, – говорит директор. – Два года пролетели как один миг, но надеюсь, мы узнали друг друга и все, что вместе формировали, станет определенным укладом новой школы. Ребята стремятся к своим целям, и, уверен, у них все получится.  

Институт наставников

Любой человек в начале профессионального пути нуждается в наставниках. В школе – та же история. Эту тему в 58-й школе тоже активно развивают.  
– Мне повезло, я более 10 лет отработал с педагогами, у которых многому научился,  и одна из них – Светлана Ильинична Прудовская. Она долгое время была завучем в школе, где я также работал, – рассказывает Александр Ерохин. – Светлана Ильинична опытный и талантливый математик, и, несмотря на то, что уже не работает в школе, мы и сегодня обсуждаем с ней многие вопросы образования. Наша школа очень молодая, ветеранов труда еще нет, но мы всегда благодарны ветеранам сферы образования за любые советы и помощь. И не устанем им говорить слова благодарности за то, что их силами формировалась отрасль образования в Калининградской области, а Светлана Ильинична из той категории, кто остался верен профессии и в «лихие» 90-е. Такие, как она, смогли не только сохранить систему образования в регионе, но и внести вклад в ее развитие и сделать лучше.
О тех, кто сегодня преподает в школе № 58 и кто внимательно следит за развитием системы образования и помогает коллегам, наш отдельный рассказ.

Учитель физики Александр Соловьев: «Мой предмет можно интересно преподавать уже с пятого класса» 
Александр Владимирович преподает сразу в двух школах – № 28 и № 58.   А пришел он работать в учебное заведение, еще будучи студентом. Он тогда учился на третьем курсе физтеха и горел интересными идеями. Сначала стал преподавать физику в виде модулей детям уже в пятом классе, хотя обычно этот предмет начинают изучать с седьмого. Это были простые, но интересные темы, когда учитель показывал детям, как с помощью лимона можно выработать энергию и так далее. Сам придумывал разные модули, так как пособий не было, а хотелось больше деятельности и практики на занятиях. Когда элементы практической физики осваивает пятиклассник в группе, все выполняет своими руками, то эффективность гораздо выше. В пандемию педагог быстро перестроился и вел свои лекции в онлайн-режиме. 
Как признается сам 30-летний Александр Соловьев, у него был выбор. 
– Я учился на физико-техническом факультете  БФУ им. И. Канта, и в дальнейшем  меня ждала работа инженером-конструктором или инженером-технологом на заводе «Факел», где разрабатывают в том числе космические двигатели. Я и основной диплом там писал, и практику проходил. Но на третьем курсе нам предложили получить дополнительный диплом учителя физики. И уже после армии я все же решил пойти в школу. Атмосфера там понравилась больше. И хотелось заниматься чем-то интересным, а не одним и тем же каждый день.  
С 2015 года Александр Соловьев преподает в школе и уже успел победить в конкурсе молодых педагогов. А в апреле этого года ученик Александра Владимировича вошел в число победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике в Петербурге. В состязании принимали участие 150 девятиклассников со всей страны.       
– Лучшим стал Андрей Науменя, – говорит педагог. – Олимпиадной подготовкой мы с ним занимаемся с шестого класса. Есть и другие талантливые ребята, но, к сожалению, не всегда хватает времени в плотном графике. Я подготовил предложения, как вижу работу с ребятами, которые хотят заниматься заданиями повышенной сложности, и в ближайшее время передам их в региональное министерство образования, возможно, какие-то найдут отклик. Тогда и мы, учителя, сможем больше времени уделять талантливым ребятам, которые в конечном итоге прославят наш регион.

физик Соловьев2.jpg
Александр Соловьев подготовил предложения по работе с одаренными детьми

Учитель начальной лиги Любовь Чернова: «Не забирайте у малышей детство!»
Всем родителям будущих первоклассников нужно поговорить с Любовью Черновой, которая работает учителем начальных классов 39 лет! Три года назад она переехала к нам с Дальнего Востока, где была и участником  конкурса «Учитель года», и входила в пятерку лучших в своей области, но все же захотела перебраться ближе к дочери.  Уже два года Любовь Александровна учит малышей в начальной лиге школы № 58. 
– Выбрала ее потому, что здесь только складываются педколлектив и традиции, – говорит она. – Всегда здорово вместе создавать что-то новое, а не вливаться в уже существующую систему. А сам Калининград понравился тем, что у местных учителей есть хорошая возможность развиваться и региональная система дает такие возможности, можно выезжать на стажировки в Москву и другие города. У нас в школе такая возможность есть, и я этому тоже очень рада. 
А вот дети, говорит Любовь Александровна, везде одинаковые.             
– За 39 лет работы вижу, как меняются ученики, – продолжает педагог. –  Раньше они больше общались друг с другом, вместе много времени проводили в активных играх. А сейчас в любую свободную минуту «ныряют» в телефон. Потому с самого начала я всех родителей и учеников предупреждаю, что сотовый в школе  – вне класса и только для связи.              
Другая общая проблема – малышей с младших лет начинают готовить к школе.
– Родителям хочется побыстрее научить их читать, писать, считать. Кажется, что тогда дети будут успешными. На самом деле успешный ребенок –  это тот, у кого к школе сформировалась усидчивость, кто может сосредоточить внимание на уроке, кто созрел, чтобы быть учеником. Порой мне мамы с восторгом говорят: «Я сына с четырех лет учу!» А зачем? Вы же отобрали у него детство. И то, что ребенок недоиграл, он потом компенсирует на уроках, отвлекаясь на разные мелочи, пока мамы нет  рядом. Этой точки зрения, что детям нужно оставить детство, придерживаются не только учителя, но и детские психологи. Катастрофы не случится, если малыш к школе не научился читать и считать. Мы научим!

Любовь Чернова (2).JPG
Любовь Чернова 2 года работает в школе № 58 и  постоянно повышает профессиональный уровень

Учитель истории и обществознания Варвара Музипова:  «Дети сегодня хотят знать, зачем им те или иные знания» 
После школы Варвара Музипова поступила сразу на три факультета БФУ им. И. Канта: исторический, социологию и документоведение. Но первыми позвонили с истфака, и она решила: это судьба. О чем не пожалела ни разу. – Первой моей школой стала Романовская в Зеленоградском районе, – вспоминает педагог. – Понравилось отношение директора к молодому специалисту, она честно рассказала обо всех плюсах и минусах работы в сельской школе, поддерживала во всем. Мне там нравилось, я стала одним из победителей областного конкурса профмастерства «Учитель года. Педагогический дебют» в 2017 г., затем первой на конкурсе «Учитель года» в Зеленоградском районе. Но от Калининграда школа расположена в 40 км, и трудно было добираться, особенно когда в регион стало приезжать много туристов. Мечталось о работе рядом с домом. И тут я услышала, что на ул. Артиллерийской будет школа. Ее еще не построили, а я уже знала, что хочу там работать, и при первой возможности подала туда документы. Прошла отбор, собеседование с директором. Его, например, интересовало, как я вижу современную школу. Я сказала, что образование должно строиться на полном партнерстве всех участников процесса, ребенок должен чувствовать себя комфортно с теми, с кем он проводит большую часть жизни. Этой точки зрения придерживаюсь и сегодня. Думаю, мне это удается. Мы много уделяем внимания тому, как сделать обучение детей в школе интересней. Ребят много, а потому все время приходится придумывать что-то новое. В школе проводим разноформатные мероприятия, помимо традиционных. Причем часть их  – инициатива самих ребят. К примеру, семиклассник организовал клуб по сбору кубика Рубика, девятиклассник ведет секцию настольных игр. А мы такие инициативы лишь поддерживаем. 
По словам учителя, сегодня ребята задают учителям высокую планку.
– Многие дети точно знают, чего хотят от школы, – говорит она. – Когда я была в их возрасте, мы таких вопросов учителям не задавали. А сейчас только и слышишь: «А зачем нам эти знания? А как они пригодятся в жизни?». Они хотят рационально тратить свое время. Так что приходится соответствовать.

Варвара Музипова.jpg
Варвара Музипова старается быть своим ученикам партнером, а не строгим педагогом  

Светлана Прудовская, ветеран педагогического труда Калининградской области:«Дети сами выбрали систему обучения»
Светлана Ильинична Прудовская не преподает с 2017 года. А до этого с 1970-го работала в школе учителем математики. Будучи женой военного, ей поначалу приходилось переезжать из гарнизона в гарнизон – из Латвии на Сахалин и обратно, а затем в нашу область. Зато накопилось педагогического опыта, а идей новаторских столько, что до сих пор она ими делится с учителями школы № 58. – Я начала работать в Даугавпилсе (Латвия), когда училась на пятом курсе, – вспоминает Светлана Ильинична. – В местной школе не было математика, и меня направили туда. У меня оба родителя педагоги, мама – математик, папа – директор школы, каждое лето я работала в школьных лагерях. Вроде уже как педагог что-то знала и умела, а когда, будучи замужем, уехала на Сахалин, мне достался трудный класс. Когда я расстраивалась, ученики успокаивали: «Да мы у вас лучше всех сидим! На других уроках парты в окно выбрасываем!». Когда вернулись в Даугавпилс, там тоже достался непростой класс со спортивным уклоном – у ребят не шла математика. И я написала на карточках формулы, легкие примеры и уговорила учителя физкультуры включать их в его занятия. Сделал кувырок – реши пример! На такие хитрости шла, чтобы повысить успеваемость. Ребята тогда и экзамены хорошо сдали, и в спорте отлично себя показали, за что их наградили поездкой в «Артек». 
 В Калининградскую область мужа Светланы Ильиничны перевели в 1982-м. 
 – Сначала он служил в Черняховском районе, я нашла место математика в школе пос. Привольное. На работу ездила с пятилетней дочкой, мест в саду не было. А класс оказался  тоже непростым. Так как детей было мало, их, несмотря на возраст, объединили. И каждому надо было на уроке объяснить его программу. Пришлось постараться. Однажды была смешная ситуация. В который раз повторяем теорему Пифагора – и никак ребята ее не запомнят. На очередном уроке ученик говорит: «Ваша дочка руку тянет!». Спрашиваю: «Чего хочешь?». А дочь встает с задней парты – и: «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Я тогда сказала: «Дети, уже пятилетний ребенок теорему выучил! А вы?».
Время с 1984 года и до самой пенсии Светлана Ильинична отдала школе 
№ 28. Ей почти сразу предложили место завуча. И здесь тоже нашлось применение новаторским идеям. 
– Тогда по телевизору много говорили о педагоге-новаторе Викторе Шаталове, который предлагал давать учебный материал в виде опорных сигналов (в течение 13 лет он разрабатывал методику, которая помогала быстро запоминать сложные предметы. Первый экспериментальный класс по этой методике изучил весь курс школы на 2 года раньше и показал блестящие результаты. – Прим. авт.). Кроме того, основой методики была педагогика сотрудничества с учениками. И однажды на уроке ученики меня спросили: «А почему мы не можем учиться по этой системе?». Вскоре я записалась на курсы и полетела в Донецк, где меня научили работать по системе Шаталова.
Своей профессии Светлана Ильинична отдала 47 лет. Она и сегодня активно отслеживает все новое в сфере образования, делится опытом, обсуждает новации, изменения, которых в нашем регионе много, благодаря чему работать действительно интересно. 
– Александр Валерьевич (Ерохин. – Прим. авт.) приглашал меня в новую школу, когда та еще только строилась. Будь мне на десяток лет поменьше, я бы пришла туда работать, – смеется Светлана Ильинична. – Там есть все для работы и развития детей. Радует и то, что в Калининградской области стали активно строить новые школы, много ремонтируют и существующие,  и это меня радует. Мне очень хотелось бы, чтобы ребята, которые  оканчивают университеты и колледжи, обязательно шли работать в школу. Это удивительный мир, и я в своей жизни ни разу не пожалела о своём профессиональном выборе. 

Светлана Прудовская.JPG
Светлана Ильинична 47 лет преподавала математику, и опыта ей в этом вопросе не занимать. Поэтому и сегодня она с удовольствием делится своими знаниями, как наставник, с молодыми коллегами        

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2