или Зарегистрироваться
Обучение
2059
0
13 апреля 2023

Театр для подростков

Школьников привлекает современное прочтение классики молодыми режиссерами
Калининградский драмтеатр объединил показы спектаклей, поставленных по произведениям школьной программы, и пригласил молодых зрителей на первый Фестиваль школьной классики (12+).

Откройте «Пушкинскую карту»

С недавних пор для каждого подростка доступна «Пушкинская карта», которая позволяет посещать культурные события с большой скидкой. Однако, как признался художественный руководитель областного драмтеатра Александр Федоренко, по региону есть статистика, что 50 процентов тех, кому можно открыть «Пушкинскую карту», этого не сделали. Хотя на карту кладут по 5 000 рублей, на которые можно посетить множество культурных событий. 
– Главная идея первого фестиваля школьной классики – привлечь школьников, – рассказал  Александр Федоренко. – Он ориентирован больше на старшеклассников, плюс студенчество. У  нас множество событий, современное прочтение классики молодыми режиссерами – это совсем не похоже на то, что было, это не скучно и не всегда традиционно. Мы хотим помочь подросткам лучше узнать произведения.
Программа фестиваля включает несколько показов спектаклей по классике, которые идут на сцене нашего театра: «Вишневый сад», «Мертвые души», Groza, «Материнское поле», «Доходное место», «Прощание с  Матерой» (все 12+) .
Помимо этого в рамках фестиваля прошла дискуссионная встреча с учителями и учениками на тему, как привлечь детей в театр. И состоялись две лекции доктора филологических наук, профессора ГИТИСа Андрея Ястребова. Завершится фестиваль 14 апреля показом постановки «Равный равному», выполненной силами подростков.

Обречены на сотрудничество

Каковы перспективы сотрудничества театра и школы? Об этом говорили в ходе дискуссии, на которой присутствовали преимущественно педагоги и школьники.
– Меня мама с детства водила в театр. Но у меня есть знакомые ровесники, которые впервые побывали в театре в моем нынешнем возрасте, – делится впечатлениями девятиклассница Алина. – Я ожидала от них какой-то бурлеск эмоций, но комментарии меня не порадовали. Мне кажется, театр важен человеку, который уже втянут в это. И лучше развивать любовь к театру с начальной школы. Потому что в подростковом возрасте у каждого есть свои интересы. И человек, который ведет нас в театр, должен потом с нами обсудить увиденное. А такого в основном не происходит. Чаще всего групповые походы – это принудительное мероприятие, в котором не многие хотят участвовать. 
Учителей в зале было не много, к сожалению. Впрочем, те, кто пришел, либо уже вовлечены в идеи единения школы и театра, либо хотели бы найти такую нить соприкосновения. 
– Мы обречены сотрудничать с театром, – считает преподаватель лицея № 18 Виктор Кондаков. – Если мы откроем федеральный государственный образовательный стандарт, увидим там такую вещь, как умение понимать язык искусства. И в ЕГЭ по литературе есть задания, когда с языка литературы необходимо перевести на язык театра. Поэтому мы здесь друг без друга не сможем. 

Основные проблемы

Виктор Кондаков обозначил основные проблемы, которые, на его взгляд, мешают тому, чтобы учителя и театр стали ближе.
– Первое: со школьниками надо работать систематически, – считает преподаватель. – Если мы хотим воспитать человека, любящего театр, нужно минимум три-четыре раза за сезон прийти на спектакль. Но обращенность театра к юной аудитории – это только одна из сторон его деятельности. Есть взрослая публика, она хочет смотреть спектакли для себя. Второе: возрастная планка для спектаклей. Не совсем понятно, откуда она берется. Она мешает работать с детьми, т. к. подросток растет. С определенного возраста ему становится интересно, а что там во взрослом мире. И он удовлетворяет этот интерес, читая и смотря те произведения, которые, может, ему еще и не по возрасту. Он хочет заглянуть туда. А мы ставим планку. Третья проблема – есть кукольный театр для младшего возраста, есть спектакли для подростков, а для учеников 5–6-х классов программы практически нет. Еще один большой проблемный блок – интерес учителей. Они загружены, у них огромное количество мероприятий, курсов, документации. История театра, язык, принципы режиссуры для большинства учителей – это темный лес. Может ли обычный учитель вести разговор, если он сам не понимает? Если он находится на той же точке, что и его дети? 
Пока нет понятной площадки для сотрудничества, но интерес подростков к театру, а театра к подросткам нарисовался очевидный. «В этом есть свой вайб («атмосфера» на молодежном сленге. – Прим. авт.)» – так оценила спектакль «Прощание с Матерой» одна юная зрительница. Старшие школьники заинтересованы принимать то, что предлагают им взрослые. Осталось, чтобы и взрослый театральный мир нашел ключик к секретному замку сердца подростка. 

13-Ястр.-и-Фед..jpg
Андрей Ястребов (слева) и Александр Федоренко пообщались с учителями на тему литературы в драме
(Фото Игоря Фоминова)

Художественный руководитель областного драмтеатра Александр Федоренко:
– Я категорически против принудительного посещения театра классами. Задача школы – увлечь детей в мир чувств. Наше театральное искусство должно «подружиться» с педагогическим.

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3