или Зарегистрироваться
Общество
1665
0
21 ноября 2020

Владимир Панков: «Саундрама – это жонглирование жанрами»

Популярный театральный режиссер считает, что ему путевку в творчество дал Геннадий Хазанов 
Руководитель московского Центра драматургии и режиссуры Владимир Панков во второй раз в рамках фестиваля «Балтийские сезоны» (16+) представляет свои постановки. 
Несколько лет назад – «Гоголь. Вечера» (16+), теперь – «Однорукий из Спокана» (16+). Не являюсь фанатом авангардных постановок: регулярно возникает ощущение, что делалось все с «холодным носом». Но авангард Панкова чувственный, яркий, изобилующий цветом и музыкой. Саундрама – так он сам определяет жанр спектаклей. О том, что это такое, и о свойствах эксперимента с режиссером беседовал корреспондент «Страны Калининград». 

Новый метод 

– Владимир, понимаю, что буду не оригинальна, спрашивая вас о том, что такое «саундрама». И все же спрошу – ведь это ваш единственный и неповторимый художественный метод. 
– Отрадно, что вы говорите, что саундрама – это не только жанр, но и метод. И именно по-этому на самом деле артист мог бы о саундраме рассказать больше, чем я, режиссер. Ведь объясняя, что это, он будет в первую очередь говорить о кухне, о том, как он работает с темпоритмом, как слышит музыку, как с ней сосуществует. Важно и то, что саундрама – это жонглирование, игра жанрами внутри единого спектакля. Как состыковать их между собой так, чтобы артист этот сплав мог еще и органично оправдать? И, конечно, саундрама – это, прежде всего, люди. Люди, начиная от артистов и заканчивая служащими театра, – это струны. Как ты их настроишь, такой аккорд и возьмешь.

– В поисках своего художественного пути, очевидно, сыграла роль ваша работа в Театре эстрады и создание в последу-ющем «Пан-квартета»?
– Работа в Театре эстрады возникла стихийно: когда наш курс оканчивал ГИТИС, Геннадий Хазанов захотел взять нас всех к себе в театр. И я благодарен Геннадию Викторовичу за то, что мы выпустились из института не на улицу, а три года отработали в его театре, благодаря чему у нас было время выдохнуть и найти свое место в жизни. «Пан-квартет» возник благодаря Центру драматургии и режиссуры и Алексею Николаевичу Казанцеву. Именно здесь собралась эта компания: Кирилл Серебренников, Нина Чусова, Ольга Субботина, для их спектаклей мы начали писать музыку. Писали и для постановок Чеховского фестиваля. Когда нас стало семеро, мы уже не смогли называться квартетом. К этому моменту уже был выпущен наш первый спектакль в Центре драматургии и режиссуры, именно в нем и родилась саундрама.

Стихия черного юмора

– Спектакль «Однорукий из Спокана» (16+) показался мне эдаким коктейлем «тарантиновщины», вокала и пластики. Почему пал выбор на этот материал?
– Этот спектакль родился благодаря Андрею Заводюку, который почти десять лет назад принес мне эту пьесу Макдонаха и сказал, что хотел бы сыграть Кармайкла. И вот в какой-то момент все сошлось. В 2016 году мы набрали в ГИТИСе курс, появились талантливые молодые ребята. Они влились в команду уже опытных артистов. Это совпадение и дало толчок к рождению спектакля. Кроме того, для нас было важно, что это западная пьеса, давшая нам возможность поиграть со стилизацией, окунуться в стихию черного юмора. Для кого-то это «тарантиновщина», для кого-то, может быть, просто комикс – каждый зритель волен по-своему увидеть стилистику этого спектакля. Важно и то, какие широкие возможности для музыкального эксперимента открыла эта постановка: ирландский фольклор пересекается со спиричуэлс – церковной афро-американской музыкой. Так что эта работа открыла пространство для нового роста как артистов, так и музыкантов.

– Ваши актеры чрезвычайно пластичны. Наверное, помимо работы с драматургическим материалом, это еще и большой рутинный труд?
– Нет, это не рутина. Нельзя превращать театр в рутину, даже если есть усталость. Это вопрос азарта и желания. В отсутствие постоянной заинтересованности ничего не получится. Все-таки творческий коллектив должен быть компанией азартных людей. Первый импульс, конечно, дает режиссер, он должен заражать их своим интересом. За плечами наших артистов стоит большой опыт, командой выпущено уже очень много разных постановок. А студенты, в том числе занятые в «Одноруком из Спокана» (16+), осваивали это мастерство четыре года на нашем курсе в ГИТИСе. В этой 
команде молодым есть у кого перенимать опыт и брать творческий заряд.
Гоголь жив

– В ваших гоголевских «Вечерах» (16+) дружно уживаются и юмор, и радость жизни, и мистическая жуть. А какой он, ваш Гоголь?
– Гоголь жив. И вся мистика существует в жизни. Мистика реальна, ее не надо искать в каком-то потустороннем мире. Безусловно, особенно в «Вечерах» – главный тон задавала исконная народная музыка.

– В последние годы по мотивам гоголевских произведений появилась обойма экранизаций в жанре хоррор. Чем вызван, по-вашему, такой ажиотажный интерес к творчеству Гоголя?
– Мне кажется, это просто удобная тема. В желании соответствовать западному кинематографу режиссеру удобно взяться за Гоголя: «О, у нас тоже есть!» Я считаю, это дешевый прием. Есть оригинальные вещи, а есть подделки с рынка. Так вот: все это большой «рынок». Тут как в том голливудском фильме, здесь как в другом. Если только повторять чужое, то они никогда не будут первыми. Нужно искать свое. Популярное сейчас слово референс – опасно.

– Прочитала в одном из ваших интервью: «Есть театр как развлечение – и есть театр как служение. Зрителя приучили, что он покупает билет и идет в театр развлекаться и расслабляться в кресле». На ваших спектаклях не порасслабляешься, при этом всегда аншлаг – как я знаю. В чем залог успеха?
– Я не знаю, успех ли это. Главное – насколько ты веришь и идешь ли своей дорогой. Между театром-развлечением и театром-служением важен баланс. Мы всегда балансируем между – в музыке, во взаимоотношениях, в жизни. Крайность – это всегда гибель, как у канатоходца, который, потеряв баланс, падает в бездну. В начале пути у него, может быть, всего два метра от земли, но жизнь идет вперед, и планка каждый раз все выше.


15-IMG_5299.jpg
Владимир Панков: «Нельзя превращать театр в рутину, даже если есть усталость. Творческий коллектив должен быть компанией азартных людей»
(фото предоставлено пресс-службой ЦДР)


Справка «СК»
Владимир Панков родился в 1975 г. В 1999 г. окончил РАТИ-ГИТИС. С 1999 по 2003 г. – актер Московского государственного театр эстрады. 
В 2000 г. создал музыкальную группу «Пан-квартет», которая со временем переросла в Студию SounDrama, объединившую музыкантов, артистов, художников, хореографов. Ведет курс на факультете эстрады в ГИТИСе.
С 2016 г. – художественный руководитель и директор московского театра «Центр драматургии и режиссуры».

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27