или Зарегистрироваться
Общество
1636
0
27 марта 2024

«Мне стало реально страшно! За мужа! Ведь он был нашим живым щитом, случись пуля»

В эпицентре трагедии в «Крокус Сити Холле» оказалась калининградская семья
Площадь Победы в Калининграде усыпана цветами, стоят лампадки и детские игрушки. 
Так неравнодушные выражают свою солидарность и поддержку тем, кто оказался 22 марта в «Крокус Сити Холле», расположенном в Красногорске Московской области, а также их  родственникам и друзьям.

Спасительная задержка

Жертвами теракта, по сообщению федеральных СМИ со ссылкой на пресс-службу Следственного комитета РФ, на вторник, 26 марта, стали 139 человек,  92 пострадавших остаются в больницах. 
О том, что происходило в здании во время теракта и как им удалось выбраться из смертельной ловушки, журналистам «Страны Калининград» рассказали наши земляки, супружеская пара – Ольга и Ефим Фидря, ставшие непосредственными участниками этого события. 
– В Москве мы находимся в связи с работой мужа, он социолог, замдекана в Высшей школе экономики, я – клинический психолог, – делится Ольга Фидря. – Творчество группы «Пикник» я знаю и люблю с юности. Так получилось, что осенью на их концерт, который прошел на одном из московских стадионов, я не попала. При этом желание побывать там у меня было сильное и мой муж об этом знал. В итоге одним из подарков от него ко дню моего рождения – 25 февраля этого года – стали билеты на концерт группы, который должен был состояться через месяц в «Крокус Сити Холле имени Муслима Магомаева». Все обещало прекрасное времяпрепровождение: большой зал, прекрасная акустика, VIP-места неподалеку от сцены… Как потом выяснится, это была одна из самых опасных позиций.
В назначенный день супруги собрались и поехали в концертный зал. 
– Я материалистично настроенный человек, и никаких дурных предчувствий у меня не было, но теперь, анализируя произошедшее, понимаю, что определенная цепь событий, которая так или иначе задержала нас с супругом от того, чтобы ровно к началу мероприятия – 20.00 – мы оказались на своих местах в зрительном зале, все же была, – продолжает Ольга. – Сначала на московских улицах вдруг заблудился таксист, вызванный доставить нас на концерт, и пришлось вызывать другого. Потеряв время, к 19.35 мы прибыли на место и вошли в здание «Крокус Сити Холла» после прохождения досмотра. Хочу отметить, что он был и велся, как обычно. Затем спустились на цокольный этаж в гардероб, где к 19.45 разделись. И тут случилось еще одно промедление из-за совершенно не свойственного мне желания приобрести какой-то сувенир в память о мероприятии. Абсолютно не в моем стиле покупать подобную продукцию, я всегда относилась к ней, как к лишнему «пылесборнику». Но в этот раз вдруг застряла у стойки с мерчем. В итоге купила себе футболку с символическим рисунком и надписью «Пикник», магнит с обложкой 24-го альбома группы «Веселый и злой» и книгу со стихами ее вокалиста Эдмунда Шклярского. А потом еще и пошутила, что неплохо бы взять у него автограф. При этом мы далеки от фанатства, кто знает меня, поймет, что подобное поведение для меня как минимум странно. Но и это еще не все. Я вдруг решила, что хочу срочно переодеться в новую футболку, и мы пошли к расположенному неподалеку не запирающемуся туалету для инвалидов. Был риск опоздать, а он, в отличие от женского, был свободен. Поэтому я переоделась там, после чего мы с мужем двинулись к эскалатору, поднимающемуся на второй этаж, где расположены входы в зрительный зал. Помню, что чувствовала себя в обновке как не в своей тарелке и даже успела сказать об этом мужу, мол, дискомфортно.

Выключили свет и закрыли дверь 

И это было только начало… От эскалатора супруги подошли ко входу в зал. Еще минута – и они в него зайдут, на часах ровно 20.00. И тут из-за двери стали раздаваться странные звуки.   
– Теперь ясно, что это были выстрелы и соответствующие возгласы, – делится наша собеседница. – Но тогда на мгновение я решила, что так артистов приветствуют зрители. Можно ли было ожидать иного? Но уже в следующую секунду из зала начали выбегать люди. И вот удивительная работа мозга: я вдруг распознала, казалось бы, совершенно забытые звуки автомата Калашникова, которые слышала, когда совсем маленькой девочкой жила с родителями в военном городке на берегу Чукотского моря. И в то же время сознание, отказываясь верить в правду из-за ее полного несоответствия обстановке, тут же подкинуло другой вариант: «И какой дурак принес петарды?!». Видимо от этой противоречивости и потери контроля над ситуацией я растерялась  и дезориентировалась в пространстве, начала метаться на входе и ринулась было на выстрелы… Благо, муж быстро сориентировался, схватил меня за руку и потащил в обратную сторону. В это мгновение мой мозг перестал выбирать между автоматом Калашникова и петардами, пришло полное осознание – теракт, и я побежала за мужем, полностью ему доверившись.
По словам Ольги, Ефим смог сохранить холодный разум и действовал четко как часы: нашел, на первый взгляд, неочевидную лестницу, ведущую вниз. Спустившись по ней, супруги забежали в тот самый туалет для инвалидов, где несколько минут назад переодевалась Ольга, вслед за ними в него влетело еще трое человек – девушка и супружеская пара в возрасте. 
– Страха тогда не было, но смириться с мыслью, что происходит с нами, отчаянно не хотелось, и какое-то время я еще крутила варианты того, как бы еще объяснить происходящее, но вскоре эти надежды были оставлены, снаружи раздавались автоматные очереди, осталось одно намерение – выжить. Мы выключили свет, муж закрыл дверь и в прямом смысле взял командование ситуацией на себя. У одной из женщин, которые были с нами, началась истерика, другая стала молиться. Пришлось на них шикать, чтобы вернуть тишину, мобильники перевели на беззвучный режим, – рассказывает наша землячка.

Дышали через футболки

– Ефим стоял у двери и держал ее ручку, чтобы никто не мог войти, заставив остальных уйти с линии огня немного за угол. В какой-то момент выстрелы стихли (перестрелка велась с интервалом примерно в пять минут), и я потихоньку набрала 112. Это было в 20.05, там мне сообщили, что уже знают, что в «Крокусе» что-то произошло, и все службы выехали, нам же рекомендовали оставаться в безопасном месте.
После первой серии выстрелов в ТЦ сработало автоматическое оповещение о пожаре. Монотонный женский голос вещал:  мол, покиньте зал, не пользуйтесь лифтами. 
– Тогда понять, что происходит, нам было сложно. Во время второй череды выстрелов мы услышали, как кто-то подошел спокойным шагом к двери туалета и стал нажимать на его ручку. Муж дал ему на нее надавить, при этом не дав толкнуть само дверное полотно, как бы создав иллюзию того, что дверь заперта, и шаги стали удаляться, – вспоминает Ольга Фидря. 
По словам героев публикации, террористы достреливали спрятавшихся, позже заложники найдут подтверждение этой версии, когда увидят неподалеку тело убитой девушки. 
– Потом из-под двери потянулся дым, было видно, как он клубится. Проскочила идея намочить туалетную бумагу и закрыть ею щель, но потом мы поняли, что станет ясно, что внутри кто-то есть.  И тогда я намочила свою футболку, в которой приехала на концерт, начав дышать через нее. Затем сняла футболку с супруга, не прекращающего держать дверь, намочила и ее, остальные последовали нашему примеру, – говорит женщина. 
В 20.20 Ольга сделала еще один звонок на номер 112, ей ответили, что пожарные выехали, и уточнили место, где они спрятались, чтобы их смогли найти и вывести. По расчетам супругов, минут 35–40 они сидели тихо, дыша через мокрые футболки, потом было принято решение выбираться.
– Из-за дыма было практически ничего не видно, Ефим вышел первым, мы за ним цепочкой, тихонечко, по стеночке крались, как в боевиках… Вот тогда мне стало реально страшно! За мужа! Ведь он был нашим живым щитом, случись пуля.., – вспоминает свои переживания Ольга. – Обошлось. Он смог найти нужную дверь и вывести нас на парковку. В это время мне позвонила дочь (у пары двое детей, дочери – 30 лет, сыну – 20. – Прим. авт.), я поняла, что она узнала о случившемся, почувствовала, как сильно она волнуется. Но муж сказал: «Не отвечай» – мы еще не понимали степень своей безопасности. Тогда я сбросила звонок, а ближе к выходу из парковки не удержалась, на бегу позвонила и быстро сообщила ей, что, мол, доченька, мы почти на улице, все хорошо, за что сразу получила нагоняй от мужа. Это и понятно, ведь он взял ответственность за сохранность наших пяти жизней на себя, а я не слушаюсь. Еще чуть-чуть – и мы оказались на улице, там уже были «скорые», пожарные, полиция. Отмечу, что она была, поскольку кое-где возникают версии, что не было. Кругом валялись битые стекла, на земле лежали раненые и надышавшиеся гарью люди, среди них сновали врачи. Какая-то женщина  простонала: «Помогите...». Я стала с ней разговаривать, а потом мы с мужем, как-то естественно влившись в процесс, около часа помогали чем могли: таскали носилки, качали мешок Амбу, светили телефонным фонариком, чтобы медики могли видеть, куда поставить укол. Хочу сказать, что это было крайне важно для нас самих, чтобы не скатиться в состояние жертвы в ситуации непредсказуемости и беспомощности, коей является теракт. 

03-люди.jpg
Ефим Фидря (на фото спиной) вместе с женой, выбравшись из здания, сразу стали помогать медикам и пострадавшим

«Как я им скажу?»

В какой-то момент Ольга увидела мужчину, молча стоявшего рядом с телом молодой женщины, он повторял: «Как я им скажу?». Тогда она спросила: «Могу ли я чем-то помочь?» – и он заговорил…
Оказалось, их пара приехала на концерт в Москву из другого города, 12 лет в браке, трое детей. Стоя над телом жены, муж не понимал, как не смог ее защитить. Вместе они выбегали из зала, сзади было сильное пламя, и он выдвинул жену вперед, чтобы прикрыть ее от пламени сзади  собственным телом, но расчет не оправдался: спереди в нее прилетела пуля террориста. 
– Мужчина сильно обгорел, спина была вся в волдырях, а он, будучи в шоке, боли не чувствовал. Я уговаривала его идти к «скорой», но он не соглашался, боясь, что его любимую вдруг увезут… Мы с мужем пообещали, что покараулим, пока он получает помощь, но выполнить это было не суждено. Как раз приехала группа захвата и пошла на штурм, а нас всех оттеснили в сторону. Только тогда мы с мужем поняли, что совершенно замерзли в мокрых, пропахших гарью футболках и накинутых на плечи медицинских простынках, руки в крови… Мы поинтересовались у одного из полицейских, куда нам вызвать такси, но он буквально бросился в поток машин на рядом расположенном МКАДе и остановил водителя, который довез нас до станции метро «Строгино». Оттуда мы вызвали такси, женщина-водитель позвонила нам и сказала: «Мол, родные, бегу». Потом она поделилась с нами, что после того, как стало известно о ЧП, во внутренний чат Яндекс- такси поступило сообщение: «Ребята, заправляйтесь за свой счет и бесплатно возите всех пострадавших, позже разберемся». Правда, у меня такая настройка, что деньги списались автоматически, но на следующий день они вернулись на счет. Это тронуло,  дело, конечно, не в деньгах, а в ощущении такого единства, поддержки. Забота была во всем. Когда я позвонила врачу, чтобы просто проконсультироваться по самочувствию – головная боль, кашель – и объяснила ситуацию, та сразу сказала, что оформляет вызов, мол, такое распоряжение. В итоге к нам приехали две бригады: в доме находились одновременно 6 медиков. Спустя четверо суток в плане здоровья чувствуем себя неплохо, а поначалу все время хотелось спать. К мужу вернулся голос, но еще есть кашель.

Рубить под корень

На вопрос, как удалось оперативно мобилизоваться и вывести себя и еще четырех людей из опасности, Ефим Фидря отвечает скромно.
– Мне кажется, при принятии максимально безопасных решений я исходил из базовой логики. Если летят выстрелы, надо уйти подальше от этого места, найти безопасное убежище, отсидеться, подумать. Кто должен держать ручку двери? Тот, кто сильнее, это был я. Где выход? Возможно, это парковка, но пришлось действовать интуитивно, мы же не знали, как и откуда идет захват заложников, – рассуждает он. – Думаю, осознание происшедшего придет позже, пока пребываю в некотором эмоциональном отстранении, будто это было не со мной. Я благодарен всем службам, все действовали на пределе физических и человеческих качеств. Восхищен силовиками, которые успели поймать всех исполнителей. При этом надеюсь, что вскроют и назовут заказчиков этого чудовищного преступления, чтобы в будущем подобное не повторилось. «Ядовитое растение» надо рубить под корень. Думаю, тогда я почувствую, что эта история завершена.
– В воскресенье, 24 марта, мы ездили к «Крокусу», отвозили цветы. Это разрыв сердца и слезы, – делится Ольга Фидря. –  Они стояли в глазах и у присутствовавших на месте полицейских, насмотревшихся на человеческое горе. 
– Хотим отметить земляков – калининградцев, звонили и писали все! Даже те, с кем давно не общались. А еще мы благодарны за поддержку каждому человеку и в целом поражены ее масштабом, стихийными памятными флешмобами, тем, кто придумал и подключился к акции «Летят журавли». Это все действительно важно и помогает справиться, собраться с силами. Мы это ценим, – подытоживают супруги.

02-DSC_6214.jpg
23 марта на площади Победы в Калининграде образовался сихийный мемориал. Люди несли цветы и игрушки 

фото Александра Мелехова и из архива героев публикации

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3