или Зарегистрироваться
Наш край
2064
0
09 июля 2021

Паром, колючая проволока и толпы туристов

Журналисты «СК» узнали, как живет Балтийская коса, зачем объединились местные жители и что они хотят изменить
В проекте «Люди места» мы рассказываем о земляках, которые меняют жизнь на своей улице, в своем поселке или городе к лучшему. Кто-то замахивается на большие дела, кто-то берется за менее масштабные проекты. Главное — это приводит к изменениям.

Активисты вместе

Герои нашего материала — жители поселка на Балтийской косе, которые объединились и общими силами хотят превратить место, где живут, в комфортное и уютное. Защитить уникальную природу и разобраться с проблемами, которые накапливались десятилетиями.
В этом году в поселке Коса появился ТОС (территориальное общественное самоуправление). Эта одна из форм самоорганизации, когда добровольцы вместе занимаются благоустройством, инфраструктурой и другими направлениями. Когда с инициативой выступает не один человек, а организованная группа, то и с властью взаимодействовать проще, и внимания к таким запросам больше. 
ТОС сегодня появляются по всей стране (особенно популярны они как раз в небольших поселках) и многого добиваются. У нас такая организация есть в пос. Заливино Полесского района (подробнее – в материале «Колхоз-миллионер нанимал журналиста и скульптора» на сайте strana39.ru (12+). – Прим. авт.). Теперь появилась и на косе. Активисты ТОС «Балткоса» пока только составляют программу развития поселка, но уже побывали на приеме у губернатора области Антона Алиханова. Мы расспросили их, чего они хотят и чем живет популярное у туристов и калининградцев место отдыха.

Теряем ангары

Поселок Коса, где живет 500 человек, относится к Балтийску. И его проблемы всегда решались по остаточному принципу.
– У нас уникальная территория с точки зрения истории (это самая западная точка страны), природы, людей. Многие приехали сюда после войны, кого-то направили служить. И все остались, потому что любят это место, – считает Валерия Надымова, директор парково-музейного комплекса «Старый Люнет». – Моя семья здесь с 1958 года: первым приехал дедушка, потом папа служил в погранчасти.
В 2016 году, чтобы сохранить природное и историческое наследие, Валерия открыла НКО «Старый Люнет». 
– Недавно приезжали французские журналисты, назвали нас «анклавом в анклаве». И правда, коса — место обособленное, удаленное, попасть сюда можно только по воде, – объясняет Валерия. – В нашем музее мы храним историю присутствия на косе армии Наполеона в 1805–1813 годах, без вести пропавших в боях 1945 года французских летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман» и другие важные вехи. Вокруг «Старого Люнета» объединились люди: мы инициировали подачу заявления в федеральные структуры, чтобы косу сделали нацпарком (до 2004 года она была природным заказником, потом лишилась этого статуса. – Прим. авт.). Но это все больше про природное, историческое наследие, а ведь остались другие проблемы — для их решения и создан ТОС. Подобные объединения хорошо развиты в республике Коми, Архангельской области. Актив советуется с населением и составляет список изменений — нам, например, нужны дороги, тротуары, детские площадки, урны, лавочки и другое благоустройство. Подается общая заявка — в администрацию и правительство области. Такая схема работает. Ведь обидно, что к нам в год приезжает 100 тысяч туристов, а никаких денег с этого поселок на развитие не имеет.
Надеется директор музея, что ТОС вместе со «Старым Люнетом» помогут сохранить ангары бывшего немецкого аэродрома Нойтиф — активисты считают, что они давно стали визитной карточкой Балтийской косы и их можно было бы использовать, например, под музейное пространство. Тему спасения уникальных инженерных конструкций начала ХХ века калининградцы поднимают много лет. И пока без результата. Демонтировать их начали еще в 2018 году, но поднятый общественниками шум приостановил процесс. Правда, ненадолго. 
– Двух ангаров уже нет, включая тот, где проходили ключевые бои 25–26 апреля 1945 года — 14 захвативших плацдарм бойцов были удостоены звания Героев Советского Союза. Мы всегда показывали его школьникам, гостям — это была живая история. Теперь ангар превратился в груду кирпичей (они так и лежат, как на свалке) – огромная потеря, – говорит наша собеседница.

Без дорог

Одна из участниц ТОС, пенсионерка Ольга Каменева, прошла с нами по поселку и показала на недочеты.
– Живу тут 47 лет (муж был военным) и вижу, как все разрушается и ветшает. В этом году ни один дом не попал в программу капремонта. Говорят — долги. А ведь на наши развалины смотрят туристы — неужели не стыдно? – возмущается женщина. – Все бесхозное, заброшенное. А ведь в советское время красивый был поселок: тротуары, заборчики из штакетника, дорожки к подъездам. Хорошо, хоть с нашей вечной головной болью – вывозом мусора – проблема решилась. Поставили много больших новых контейнеров, вывозят два раза в неделю (а по звонку и чаще). И освещение наконец сделали. 
Во время прогулки многие подходили и жаловались журналистам на отсутствие дорог — и это правда беда: даже главная улица Школьная выглядит как после войны (ее, по словам жителей, не обновляли много десятков лет).
– По планам улицу должны отремонтировать в этом году — будем ждать. И другими бы тоже заняться, а то ямки приходится самим засыпать на пути к дому, – рассказывает Татьяна Лысак. Они с мужем купили дом на Балтийской косе 
18 лет назад и, как вышли на пенсию, окончательно перебрались в поселок из Калининграда. – Лес жалко: люди приезжают отдыхать с палатками, кемпингов и другой инфраструктуры нет, вот и ведут себя в силу собственной культуры. Часто вырубают деревья на костры, ветки, которыми местные жители укрепляют авандюну, забирают, чтобы шашлык пожарить. А ведь раньше ухаживали за лесом, высаживали новый, но лесхоз оптимизировали, и заниматься этим стало некому.

Экосистема не выдерживает

О том, как жители Балтийской косы своими руками укрепляют авандюну, мы писали в прошлом году: военный пенсионер Константин Бобков проконсультировался, как это делать правильно, и стал мастерить из бруса деревянные «клети», внутрь которых укладывал тину (ее выносит на берег штормами). Сооружения заносит песком, а через плодородную почву быстро прорастают травы-песколюбы и укрепляют берег. Оказалось, что волонтерскую деятельность он пока при-остановил.
– Я сделал 30 клетей, они показали эффективность. Но никакой поддержки, кроме публикаций в СМИ, я не получил, а больше тратить на это свое время, деньги и силы у меня нет возможности, – рассказал нам Константин. 
Судьбой природы косы обеспокоены многие жители. 
– Я биолог и понимаю, насколько хрупкая здесь экосистема. Она не может потянуть такое количество людей (в прошлом году местные жители выступали с инициативой ограничить количество туристов. — Прим. авт.). К тому же для гостей нет никаких условий, инфраструктуры, а значит, и правил. Кроме вырубки деревьев, по пляжам ездят на машинах. Все купаются в море, а ведь здесь ничто не обустроено, нет спасателей. Опять же мусор... Люди собирают его в пакеты и оставляют под деревьями, а ведь его никто не вывозит! – делится Валерия.

Мир за забором

Еще одна печаль местных, которая затрагивает туристов разве что в летний сезон, — паромная переправа.
– Для людей проблема попасть на работу: первый паром с косы идет в 7.30 утра (раньше рейс был гораздо раньше). Если ехать не в Балтийск, а дальше, попасть на место вовремя реально сложно. Такая же история вечером — уехать из Балтийска нужно до 21.30, а это значит, что ни в гостях посидеть, ни на концерт сходить. Мы привязаны к парому: в поселке нет банкоматов, больницы и т. д. За всем нужно ехать, – рассказывает председатель ТОС, военный пенсионер и бизнесмен Вячеслав Колесов. – В этом году забор на причале обтянули колючей проволокой – такая вот «красота» теперь встречает жителей и гостей. После жалоб кусочек проволоки срезали, но общую картинку это не изменило. Из-за забора никто, кроме парома, не может подойти к причалу. А я, например, легально перевожу людей на катере, по лицензии, и вынужден высаживать их в неудобных местах. 
Теперь, чтобы вернуться с Балткосы, туристам нужно пройти через турникет и отсканировать билет (так организатор паромных перевозок борется с «зайцами») – и это создает очереди.
– Еще у меня, как местного жителя, дорога на пароме теперь занимает не 15, а 45 минут: чтобы проехать по отдельной очереди, нужно встать в нее за полчаса до времени в расписании. Проехать льготно за 50 рублей за машину можно всего раз в день, остальное — по общему тарифу от 600 рублей, – продолжает Колесов. 
В общем, проблем хватает, и с помощью ТОС жители собираются их решать.
– Я за то, чтобы говорить о мечтах, показывать не мусорку, а цветник, который может быть на ее месте. Мы все хотим, чтобы любимый поселок был красивым, уютным и таким, каким видим его в своих мечтах, – сказала на прощание Валерия Надымова. 


Официально
Власти Балтийска заявили, что паром на Балтийскую косу этим летом будет ходит не только по расписанию, но и сколько потребуется. Об этом в эфире радио «КП-Калининград» (16+) в июне сообщил глава администрации Балтийского округа Сергей Мельников.
– Перевозчик готов увеличить количество рейсов. По поводу колючей проволоки на причале – ведем переговоры с Министерством обороны, разместившим ее, чтобы убрать, – сказал Мельников.
Отвечая в соцсети на вопросы о безопасности пляжа на Балткосе, министр по культуре и туризму области Андрей Ермак за-явил, что тот не является муниципальным, но патрулируется спасательным катером.

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1