или Зарегистрироваться
Наш край
1480
0
18 декабря 2020

Куршская коса в опасности?!

Общественники написали в ЮНЕСКО, что нужны срочные меры
На прошлой неделе общественная организация «Экозащита!» отправила в Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО письмо о том, что один из их объектов, Куршская коса, находится в опасности. 
Мы разобрались, что обеспокоило экологов, как к этому относится руководства нацпарка и что думают ученые.

В норме – только шесть километров

«Экозащита!» подготовила доклад о состоянии авандюны Куршской косы. В нем – выводы на основании трехлетнего мониторинга 2018–2020 годов (это наблюдения, фотосъемка и анализ спутниковых снимков).
– Мы поделили авандюны на три условные зоны: критическую, неудовлетворительную и удовлетворительную. Самое плачевное состояние – на первых 22 километрах, от Зеленоградска до биостанции. Там авандюна полностью разрушена и не может защитить косу от песка и волн. Дальше состояние не сильно лучше, за исключением последнего 6-километрового участка перед границей с Литвой, – рассказала Александра Королева, автор доклада, сопредседатель «Экозащиты!».
Общественники наблюдают за косой с середины 1990-х. 
– Тогда мы формировали бригады из жителей поселков косы, Зеленоградска, Калининграда и по договоренности с администрацией нацпарка укрепляли критичные участки побережья. Выпустили пособие для волонтеров «Я спасу Куршскую косу: инструкция по восстановлению авандюны на Куршской косе» ( в основу легла книга дюнинспектора Густава Краузе). Но в последние 10 лет планомерный ремонт и восстановление авандюны на российской части Куршской косы значительно сократились. А традиционные технологии ремонта и восстановления защитного вала утрачены, – поясняет Королева. – Коса испытывает колоссальное рекреационное давление: за последние 8 лет количество посетителей выросло с 230 до 600 тысяч человек.
По данным доклада, усугубляет ситуацию изменение климата. Скорость отступания морских берегов – до 4, а на некоторых участках – до 8 метров в год! Последствия штормов мы с вами отлично помним: в январе 2019-го сильный ветер и снег бушевали почти сутки, на первых километрах косы затопило дорогу.
– Осенью 2018 года, когда возникла опасность полного разрушения авандюны, а во время штормов морская вода проникала в лес и заливала шоссе, администрация нацпарка уложила мешки с песком у подножия бревенчатых штабелей. Но во время январского шторма 2019 года эти защитные сооружения были уничтожены, – приводят этот и другие примеры в докладе. 

Укрепляют ежегодно

Мы обратились за комментариями в нацпарк. Там от авандюны не открещиваются и говорят о том, что ее сохранение – в приоритете.
– Используются в основном традиционные способы укрепления, ищем и современные решения. По нашим данным, за последние 5 лет длина стабильных участков увеличилась на 
8,9 км, а с 2007 года длина размываемых, напротив, сократилась на 5 км, – рассказали в пресс-службе «Куршской косы».
Сообщили «СК» в нацпарке и о том, как именно восстанавливают авандюну.
– Ежегодно убираем котловины выдувания на площади в 
10 гектаров. Поврежденные участки авандюны восстанавливаем способом сплошной устилки ветвями склона, ставим пескоудерживающие клетки (и в течение нескольких сезонов такие участки стабилизируются), высаживаем для закрепления песков растения, – объяснило руководство нацпарка. И пообещало опубликовать официальные комментарии к докладу.

Не трагедия, но надо действовать

Что касается ученых, то они тоже высказывают свое мнение.
– Действительно, состояние авандюны вызывает опасения, особенно в корневой части косы, от Зеленоградска до поселка Лесного. Там с дюнами не просто проблема, там их уже нет! Основной   природный   фактор   разрушения   –   штормы, здесь поможет применение бун. Убивают ландшафт и люди, когда идут через авандюну к морю, хоть это и запрещено правилами посещения нацпарка. Состояние авандюны вызывает опасения: нужны постоянные научные исследования, отслеживание динамики, на основе которых следует составить комплексную программу   восстановления   с применением  современных   берегоукрепительных   гидротехнических сооружений, – рассказал Олег Басс, доцент БФУ им. И. Канта, сопредседатель научно-экспертного совета по берегозащите при региональном министерстве строительства и ЖКХ. 
 «Экозащита!» в своем обращении тоже предлагает меры.
– Рекомендуем квотировать и регулировать поток посетителей, летом ограничивать въезд на автомобилях, лучше информировать посетителей о правилах поведения и т. д., – говорит Александра Королева. – На мой взгляд, повышение цены на посещение нацпарка результата не даст (мы писали о том, что с 1 января 2021 года посещение подорожает вдвое – до 300 руб. с человека. – Прим. авт.). Нужно впускать только такое количество машин, для которых есть парковочные места. Пересаживать людей на общественный транспорт. Сделать стоянку, где будут оставлять машины, причем не в Зеленоградске, а перед ним (курорт и сам в сезон задыхается), а оттуда развозить людей на мелком общественном транспорте на пляжи Зеленоградска и косы.
В этом году нацпарк «Куршская коса» отметил большую дату – 2 декабря исполнилось 20 лет, как объект включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Остается надеяться, что, несмотря на опасения общественников (в докладе говорится о том, что потеря авандюны может привести к исключению), впереди еще не один юбилей.

11-IMG_9788.jpg
В окрестностях поселка Лесное и Зеленоградска море обнажает остовы деревьев, которые когда–то росли в середине косы


Временное неудобство 

Въезд и выезд – по разным дорогам

Это связано с началом ремонтных работ 


11-втоаря-схема-проезда.jpg

На прошлой неделе началась реконструкция улицы Большая Окружная в Зеленоградском городском округе – на участке от ул. Тургенева и до пересечения в районе кладбища на ул. Московской. В результате, как рассказали в региональном министерстве развития инфраструктуры, ширина каждой полосы увеличится до 3,75 м, а тротуаров – до 2,25 м. 
В связи с этим обстоятельством до 1 июня 2021 года вводится одностороннее движение на автомобильной дороге «Сосновка – Куршская коса» от ул. Тургенева в сторону контрольно-пропускного пункта «Куршская коса». Выезжать обратно автомобилистам придется через центр Зеленоградска по ул. Московской (см. схему). 
На указанный период изменяются схемы и автобусных маршрутов № 593 «г. Калининград – пос. Морское», № 596 «г. Светлогорск – пос. Морское», в черте г. Зеленоградска при следовании из пос. Морское движение автобусов будет организовано по ул. Московской, ул. Тургенева и далее по установленным схемам движения.


О новых ценах и о том, кто сможет погулять в нацпарке бесплатно, читайте в материале «Посещение Куршской косы дорожает вдвое» 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3