или Зарегистрироваться
Наш край
1464
0
14 августа 2019

Как нам обустроить Железнодорожный

У чиновников, общественников и жителей поселка есть свой взгляд на решение проблемы
Газета «Страна Калининград» уже писала о том, что в поселке Железнодорожном Правдинского городского округа (бывшем Гердауэне) начались масштабные перемены. 
Областные власти выделили около 150 миллионов рублей на приведение в порядок некогда прекрасного города, который остался практически невредимым после Второй мировой войны, но был доведен до удивительно печального состояния за годы мирной жизни. Само по себе это намерение вызвало всеобщее одобрение. Железнодорожный – это проблема реги-онального масштаба, которая давно требует решения. Проект восстановления некоторых домов, представленный недавно региональным Фондом капитального ремонта, вызвал много споров. Кто-то пришел от них в восторг, кто-то огорчился.
Недавно в региональной Общественной палате при комиссии по культуре, сохранению исторического и духовного наследия состоялся круглый стол по теме «Капитальный ремонт домов в центре поселка Железнодорожный: есть ли угроза историческому наследию?». В течение двух часов чиновники, архитекторы и общественные деятели обменивались мнениями, пытаясь найти компромисс. 

Не навредить
Калининградский бизнесмен Илья Заболотнов рассказал о том, что Гердауэн был необычным городом Восточной Пруссии. Во время Первой мировой войны он здорово пострадал. 
И его фактически заново создал бременский архитектор Хайнц Штоффреген, который отнесся к задаче с творческой смелостью. Например, при проектировании Штоффреген умышленно допускал ошибки, чтобы сделать здания максимально похожими на средневековые. В итоге в Герда-уэне сложилась уникальная архитектурная среда, аналогов которой нет. Заболотнов отдает отчет в том, что сделать так, как было, сейчас невозможно. Но восстанавливать архитектурный облик поселка, по его убеждению, надо, понимая исторический контекст и руководствуясь принципом «не навреди». 
– Понятно, что всем хочется сделать понаряднее и повеселее. Но каждое решение должно быть обосновано, – считает Илья Заболотнов. – При нашем правительстве есть архитектурно-градостроительный совет. Из-за большого общественного резонанса по поводу Железнодорожного считаю, что было бы уместно провести согласование всех архитектурных решений на открытом публичном заседании градостроительного совета.
Похожее мнение высказал и калининградский архитектор Олег Ли. Оценивая предложенные Фондом капремонта проекты, он сказал, что некоторые архитектурные решения удивляют его. В частности, делать окна там, где их не было раньше, и фальшивый фахверк. 
– Когда мы говорим об украшательстве как средстве привлечения туристов, то, по сути, речь ведется о том, чтобы привлечь их ложью, – резюмировал Олег Ли.

Хотят красиво
Иначе на происходящее в Железнодорожном смотрит первый заместитель главы администрации Правдинского городского округа.
– Я приземленный человек, я чиновник, – заявил Владимир Минасян. – Сегодня я слышу призывы вынести вопрос на какой-то еще форум. Но работы уже начаты! Мы сегодня не можем понимать, какую черепицу нам класть, не обсудив это с вами. Жители волнуются. Я бы хотел у вас попросить конкретных решений, одобрений и согласований, чтобы мы могли двигаться вперед.
Жители Железнодорожного, которые пришли на меропри-ятие, в целом согласны с Минасяном. Похоже, что им не до изысков и не до сохранения концепции Штоффрегена. Люди устали жить в буквально разваливающихся домах и испытывать стыд перед туристами за безобразный вид поселка.
– Сделайте нам красиво, сделайте нам качественно, и мы все будем довольны, – коротко объяснила, чего на самом деле хотят односельчане, Людмила Мартиновская, которая родилась в Железнодорожном и живет там более 60 лет.

Сказка «Гердауэн»
Руководитель Службы государственной охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов не видит оснований для беспокойства.
– Мы пытаемся реанимировать депрессивный, но крайне красивый исторический населенный пункт. Объекты, которые имеют охранный статус (их в поселке четыре. – Прим. авт.), не могут быть восстановлены вопреки требованиям действующего законодательства. Поэтому не переживайте так, будет все нормально, – успокоил Маслов собравшихся.
Бывший главный архитектор Калининграда, а ныне советник губернатора по архитектуре Вячеслав Генне тоже настроен оптимистически. По его мнению, Железнодорожный переживает сейчас некую новую страничку своей истории – позитивную и положительную. 
И сейчас задача не только в том, чтобы создать притягательную архитектурную среду, но и вообще вдохнуть жизнь в поселок. Привлечь туда инвестиции. 
– Что касается фахверка, он будет, что называется, весьма близко к тексту, – заверил Вячеслав Генне. – Естественно, мы не будем разрушать мансардные этажи, чтобы достоверно заполнить их кирпичом. Не те бюджеты, это не Зимний дворец. Помимо вот этой всей сказки «Гердауэн», мы создаем среду для людей, возвращаем им комфорт.
В общем, что называется, стороны встретились и поговорили. Во что все это выльется, станет ясно совсем скоро. Возможно, Железнодорожный и впрямь возродится во всем своем архитектурном великолепии. Но не исключено, что мы получим еще один большой «Ленинский проспект». Впрочем, относительно внешнего вида главной улицы Калининграда тоже нет единства мнений. Кто-то считает, что это китч и дурновкусие, а кто-то возражает: «Но ведь это все равно лучше, чем то, что было раньше». 

Читайте статью «Железнодорожный: надежда есть, работы нет»


04-основной-(1).jpg
Так выглядит один из домов поселка Железнодорожного сейчас. Раньше он носил название Гердаэун и имел в Восточной Пруссии статус города

04-основной-(2).jpg
А так Железнодорожный будет выглядеть после уже начатого ремонта

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27