или Зарегистрироваться
Наш край
2660
0
12 июля 2019

Фридрих Ларс – отец трех дочерей и лица нашего города

На этой неделе отмечается день рождения известного кёнигсбергского архитектора 
Среди архитекторов, чьи здания формируют сегодня облик нашего города, Фридрих Ларс занимает достойное место рядом с такими мастерами, как Ханнс Хопп, Фридрих Хайтман, Зигфрид Зассник.

Дом с музами, храм и вилла
Судьба его произведений по большей части сложилась удачно. Да и сам он прожил хоть и полную превратностей, но в целом счастливую жизнь. Ларс родился в Кёнигсберге 11 июля 1880 года. Сначала он учился в реальной гимназии Лёбенихта, потом в Техническом университете Шарлоттенбурга – пригорода Берлина. Получив диплом (между прочим, с отличием. – Прим. авт.), Ларс работал в столице – и не без успеха. В 1906 году ему была присуждена довольно престижная премия имени выдающегося зодчего XIX столетия Фридриха Шинкеля.
А через два года Ларс вернулся в родной город, получив приглашение Кёнигсбергской академии искусств. В 1911 году он стал профессором академии и женился. Семья росла быстро – супруга за короткое время подарила Ларсу трех дочерей. Известно, что архитектор жил вместе со своими родными в доме на Харденбергштрассе – современной улице Пугачева. Дом этот, построенный, к слову, Фридрихом Хайтманом, сохранился. Он потерял роскошную крышу (сегодня она гораздо скромнее, чем была раньше), но это не помешало ему стать объектом культурного наследия регионального значения. 
Еще до женитьбы, в 1909 году, Ларс приступил к строительству новой Академии художеств в Ратсхофе. Закончились работы только через 10 лет. Возможно, это объясняется тем, что Ларсу пришлось три года отслужить в действующей армии во время Первой мировой войны. 
Но, как бы то ни было, здание получилось простое, светлое и какое-то удивительно жизнерадостное. Огромные окна создают ощущение легкости и наполняют внутренние пространства воздухом. Над главным входом расположено изящное полуциркулярное окно, которое обрамляют два рельефа в виде женских фигур. Одна – с рогом изобилия, а другая – с венком славы. Это музы, которые символизируют богатство и успех. Создал их Станислав (Станислаус) Кауэр (1867–1943). Сейчас в этом здании на ул. Бассейной расположена школа № 21. 
Еще до Первой мировой войны, в 1913 году, Ларс построил рядом с башней Врангеля Кунс-тхалле (Выставочный зал). Объективно – это одно из самых красивых зданий в городе. Говорят, за основу был взят классический греческий храм, а именно знаменитый Эрехтейон в Афинах. Вторую мировую Кунстхалле пережил без особых потерь, но потом использовался и используется, мягко говоря, не по назначению. Огромный, предназначенный для организации выставок, зал разделен сегодня на маленькие клетушечки, в которых торгуют разного рода автомобильными аксессуарами. Хочется верить, что когда-нибудь в Кунстхалле вновь поселятся музы. 
Чуть раньше, в 1911–1912 годах, по проекту Ларса была возведена прекрасная двухэтажная вилла Винтер – современный адрес: Каштановая аллея, 28. Долгое время там размещалось Управление Западного речного пароходства, сегодня – Управление налоговой службы. 

Изгиб остался, пилоны пропали
Одно из самых известных творений Ларса – гранитный портик Stoa Kantiana над могилой Иммануила Канта. Он построен в 1924 году к двухсотлетию философа и как бы отстраняется от собора. Но при этом каким-то парадоксальным образом портик составляет с собором единой целое.
Нужно отметить, что середина – конец 20-х годов ХХ века были для Ларса весьма насыщенными. В 1926 году он руководил археологическими раскопками во дворе Королевского замка и параллельно проектировал здание финансового управления Восточной Пруссии, строительство которого началось в 1928-м. Особенность этого монументального дома заключается в том, что он эффектно повторяет изгиб улицы на Альте Пиллауэр Ландштрассе, которую сегодня мы знаем как улицу Дмитрия Донского. Другая важная деталь здания – массивная медная дверь, выполненная по эскизу Германа Брахерта. Он же был автором двух стоящих перед порталом пилонов с женскими фигурами. Дверь (равно как и все здание) счастливо дожила до наших дней, а вот пилоны пропали. Вместо них вход украшают две смешные каменные кадки с туями. Сразу после войны в здании разместилась военная комендатура, а с конца 1950-х – обком КПСС и облисполком. 

Прагматичные формы 
С приходом к власти нацистов дела у Фридриха Ларса покатились под гору. В 1934 году он вынужден был уйти из Академии художеств, уступив место Курту Фрику. Несколько лет Ларс работал как свободный художник, занимаясь, помимо прочего, дизайном трамвайных вагонов и фонарных столбов. 
В конце января 1945 года Ларс с семьей вынужден был покинуть Кёнигсберг. После войны он обосновался Штутгарте. 
В 1956 году издали его книгу «Королевский замок», в которой обобщались результаты раскопок 1926 года. В 1964 году Ларс трагически погиб, попав в жуткую автомобильную аварию. 
Немецкий исследователь Балдур Кёстер в книге «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени», анализируя творчество Ларса, пишет: «Хотя Ларс то и дело использовал простые, прагматичные формы, он так и не стал бескомпромиссным приверженцем современного (модернистского) строительства. То и дело – несколько скрыто – проявлялись моменты классицизма времен его молодых лет творчества».

Справка «СК»
Фридрих Ларс строил не только в Кёнигсберге, но и в других населенных пунктах Восточной Пруссии. В частности, можно отметить кирху Аугстагиррена в современном поселке Сосновка Полеcского городского округа. Сейчас там православный храм и памятник погибшим в годы Первой мировой войны, который Ларс построил вместе со скульптором Станиславом Кауром в Краупишкене – ныне поселок Ульяново Неманского городского округа. От памятника этого сегодня, к сожалению, мало что осталось.


19-Кунцхалле2.jpg
Кунстхалле предназначался для художественных выставок, а сейчас там торгуют автомобильными аксессуарами

19-Дом_Ларса_новый-размер.jpg
В этом доме на современной улице Пугачева жил Фридрих Ларс с семьей. Автор проекта здания – не менее знаменитый Фридрих Хайтман

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27