или Зарегистрироваться
Наш край
3803
0
15 апреля 2019

На Балтийской косе запретят ставить палатки и жечь костры

Как региональные власти собираются сохранить уникальную территорию и что предложат туристам
Тема Балтийской косы в последнее время поднимается часто. 
То скандал вокруг немецких авиационных ангаров, которые собственник решил снести, а общественность возмутилась, разгорится. То соседи с польской стороны решат канал прорыть. Поэтому обсуждение на прошлой неделе в областной Общественной палате будущего этой узкой полоски суши стало логичным продолжением интереса к теме.

Станет заказником
Напомним, что у правительства области на косу есть планы: пакет предложений уже передан в правительство РФ. 
В них современные паромы, дельфинарий с научным центром, отель, кемпинги и т. д. Параллельно с этим уникальному природному месту хотят придать статус особо охраняемой природной зоны: тогда ее нельзя будет застраивать, нарушать ландшафт и вообще делать что-то, что вредит природе. 
– Проект постановления о создании заказника уже практически готов, прошел согласования, – обрисовал ситуацию начальник отдела охраны и использования особо охраняемых территорий министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Андрей Орлов. – До конца апреля — середины мая планируем его подписать. Работали над документом долго, потому что нужно было все утвердить с разными федеральными структурами – Министерством природных ресурсов России, Федеральной службой безопасности и Министерством обороны. 
От него же присутствующие на обсуждении местные жители с удивлением узнали, что идею эту со всеми заинтересованными лицами обсуждали на общественных слушаниях 1,5 года назад. 
– Заказник создается для того, чтобы сохранить редкие виды растений и животных, а также для организации познавательного туризма, экологического просвещения и научных исследований. В него войдет большая часть косы (поселок не включен), 2239 гектаров. Содержать и использовать его, как и другие подобные места в области, будет бюджетное учреждение «Природный парк «Виштынецкий», – пояснил Орлов.
Статус предполагает массу ограничений: например, нельзя будет ставить палатки, разводить костры (а это как раз то, чем в сезон занимаются все дикие туристы). Еще подразумевается запрет проезда и стоянок машин вне дорог общего пользования, засорение природы мусором и т. д.
– Что касается развития туризма, то в этом году установим информационные щиты на пирсе, около музея и в других местах. В планах открыть пункт пропуска на границе с Польшей, развивать инфраструктуру — например, есть бизнесмены, готовые заняться причалами для швартовки маломерных судов (это в том числе разгрузит паромную переправу). Более масштабные идеи в скором времени озвучат первые лица региона, – рассказал Сергей Кузнецов, замминистра по культуре и туризму области.

Велосипеды и байдарки
Звучит неплохо. Но вот местные жители не уверены, что уникальный ландшафт доживет до того момента, когда его начнут охранять.
– По данным Балтийской судоходной компании, в прошлом году косу посетило 66 тысяч человек, а по моим – только за лето  около 100 тысяч, – поделилась информацией Валерия Надымова, директор парково-музейного комплекса Балтийской косы «Старый люнет». – Поскольку нет инфраструктуры – мест для платок, стоянок, туалетов, мусорных контейнеров и т. п. – все стихийно и приносит много вреда. Разрушают косу и естественные природные процессы: каждый год все хуже ситуация с авандюнами, поселок затапливает. 
Проблема мусора и хаотичных парковок (в том числе на пляже) поднималась во время общения неоднократно. 
– Незаконная парковка на пляжах не входит в зону ответственности муниципалитета, а право штрафовать имеет только ГИБДД или полиция. Мы хотели перекрывать дороги, но нам это запретили. Сейчас думаем поставить блоки, чтобы ограничить проезд — но опять же, это территория не муниципального образования, а Министерства обороны, – ответила на претензии замглавы Балтийского городского округа Наталья Макеенкова. 
Ничего пока сделать не получается и с отходами. Муниципалитет старается своими силами проводить субботники, вывозить мусор с косы, но, подчеркивает чиновница, это прежде всего ответственность единого оператора.
Зато в планах властей Балтийска открыть на косе 10-километровый вело-байдарочный туристический маршрут. Он пройдет от паромной переправы до воинской части.

Доходит до драк
Есть у жителей поселка Коса и специфические трудности.
– Поток туристов никто не контролирует, и в сезон местные жители не могут попасть на паром, доходит до драк. Неужели нельзя решить этот вопрос? – возмущается Алла Быкова, жительница Косы.
И вопрос правомерный, потому что можно — соседи на польской части косы, где тоже ходит паром, с этим справились. Там организованы две отдельные очереди, и у местных жителей приоритет. 
Планы развития Балткосы людей в целом радует, но и настораживает: не приведет ли такое внимание к активной застройке и сносу остатков истории?
– Необходимо создать специальную комиссию, которая бы определила уникальные экосистемы и ценные строения, включить их в объекты культурного наследия (сейчас в нем только форт «Западный». — Прим. авт.). – считает Валерия Надымова.

Справка «СК»
Балтийская, или Вислинская, коса – полоска суши, отделяет Калининградский залив от Гданьской бухты. Ее длина 65 километров: 35 принадлежат России, 30 – Польше. У соседей коса соединена с материком, у нас отделена судоходным проливом.

О планах по развитию косы читайте в материале «Балтийская коса: соседи строят канал, мы задумались о туризме».

04-Балткоса.jpg
Как региональные власти собираются сохранить уникальную территорию и что предложат туристам

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2