или Зарегистрироваться
Наш край
2386
0
18 января 2019

Зеленый фонарь, космические часы и чудо-орган

Продолжаем рассказ о не устающей удивлять калининградской достопримечательности – Кафедральном соборе
В конце прошлого года корреспонденты газеты «Страна Калининград» в сопровождении пресс-секретаря Кафедрального собора Владимира Силиневича прогулялись по нетуристическим местам знакового для нашего города сооружения. 
Мы взобрались по винтовой лестнице на чердак, спустились в подвал, заглянули в заалтарную часть, где расположены настенные эпитафии похороненным в этой части здания историческим деятелям. Сегодня продолжаем нашу экскурсию.

В память о магистре
На самом деле никто толком не знает, когда Кафедральный собор начали строить. Даты называются разные. Более-менее уверенно можно говорить лишь о том, что 13 сентября 1333 года ставший за пару лет до этого великим магистром Тевтонского ордена Лютер Брауншвейгский дал добро на продолжение уже начатых и, похоже, далеко продвинувшихся работ. И именно этот человек считается «отцом собора», во многом определившим его внешний облик. 
Изначально ведь планировалось, что это будет способная выдержать долгую осаду цитадель, в которой можно заодно помолиться. Но новый великий магистр, говоря современным языком, проинспектировал строящийся объект и пришел к выводу, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полета стрелы от орденского замка». Проект тут же был изменен в сторону облегчения, но возведенную к тому времени восточную стену переделывать не стали, поэтому сегодня она гораздо толще остальных. 
В завещании Лютер Брауншвейгский попросил в память о себе каждую ночь зажигать в башне собора фонарь. Этот зеленый огонек горит по сию пору. Только раньше его зажигали вручную, а теперь процесс автоматизирован. XXI век на дворе, как-никак… 

Уникальная акустика
Те, кто в советское время бывал на руинах собора, всегда испытывают странные чувства, посещая его сегодня. Контраст просто поразительный. Раньше это, как тогда казалось, не подлежащее восстановлению здание было местом, где собирались асоциальные личности, чтобы распить бутылку-другую дешевого портвейна, а сегодня туда со всего мира стекаются любители классической музыки. 
И это неудивительно. В соборе установлен в своем роде уникальный органный комплекс, изготовленный мастерами известной фирмы «Александр Шуке», которая уже более ста лет поставляет органы в самые известные соборы Европы и мира. Сначала, в 2006 году, появился малый (хоровой) орган, имеющий два мануала, 32 регистра, более двух тысяч труб, а через два года – большой орган. 
У него четыре мануала, 90 регистров и 6301 труба.
Смонтировать эту внушительную, с трехэтажный дом, конструкцию и должным образом настроить чрезвычайно сложный механизм оказалось непросто. Но сотрудники немецкой фирмы вместе с калининградскими мастерами с задачей справились отлично. Орган, внешний облик которого тщательно воссоздавался по довоенным фотографиям, заслужил самые лестные отзывы ведущих музыкантов мира. 
– Сюда специально приезжают известнейшие органисты, например Оливье Лотри из собора Парижской Богоматери или другой французский виртуоз Жан-Батист Дюпон, который выступил у нас с импровизацией на снятый в 1927 году фильм Фрица Ланга «Метрополис», – рассказывает Владимир Силиневич. – Этим выдающимся мастерам рады в любом городе, но они выбирают наш собор из-за его уникальной акустики и потрясающей энергетики.
 – Я однажды стоял у главного входа, и вдруг выбегает какой-то органист, по-моему, из России, и с восторгом говорит: «Это не орган, а просто космос», – добавляет художник Кафедрального собора Владимир Чиликин. 
Открытие Большого органа состоялось 11 лет назад – 10 января 2008 года.

Триумф мыслителя
Всем известно, что у стен собора похоронен один из самых великих философов в истории человечества – Иммануил Кант, но мало кто знает, что с собором связан грандиозный прижизненный триумф мыслителя. 
В 1755 году в далеком Лиссабоне произошло землетрясение чудовищной силы, унесшее жизни десятков тысяч жителей. Отголоски катаклизма докатились и до Кёнигсберга. Народ был взволнован, по городу поползли слухи. И тогда Кант, который, помимо прочего, занимался изучением природы землетрясений, решил успокоить земляков, прочитав публичную лекцию в Кафедральном соборе. Успех был феноменальный. Лекцию пришлось читать трижды, поскольку за один раз все желающие ее послушать в собор вместиться не могли. 
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что Кант не совсем верно представлял себе природу землетрясений, полагая, что они происходят в результате обрушения огромных подземных пустот. Но, несмотря на ошибочность, эта концепция оказала заметное влияние на развитие сейсмологии.
Канта и Кафедральный собор связывает еще одно обстоятельство. Как известно, кёнигсбержцы узнавали, который час, по Канту, который совершал свои знаменитые прогулки в одно и то же время, теперь же жители Калининграда могут сверять время по часам на башне собора, являющимся самыми точными в городе, поскольку имеют связь с искусственным спутником Земли. И представляется, что циферблат на башне – более надежный источник информации о точном времени, чем был Кант. Философ при всей своей пунктуальности дважды все-таки опаздывал на прогулку. Первый раз – зачитавшись Руссо, а второй – будучи взволнованным новостью о взятии Бастилии. Спутнику ни то, ни другое явно не грозит. 

13-Фонарик-в-башне-(1).jpg
13-Фонарик-в-башне-(2).jpg
Город с крыши Кафедрального собора – как на ладони. С середины XIV века (с перерывом на советское время) здесь каждую ночь зажигается зеленый фонарь, как завещал Тевтонский магистр

13-IMG_7897.jpg
Часы на башне – пожалуй, самые точные в Калининграде 

13-Орган.jpg
Органный комплекс нашего собора – настоящее произведение искусства

13-Владимир-Чиликин.jpg
Художник собора Владимир Чиликин





поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27