или Зарегистрироваться
Наш край
1364
0
26 мая 2018

Раненые тюлени: вылечить, откормить и отпустить

Зоопарку нужна помощь для реабилитации попавших в беду животных 
Весной на пляжах Калининградской области часто можно встретить маленьких тюленей. В этом нет ничего необычного и из ряда вон выходящего.
По словам директора Калининградского зоопарка Светланы Соколовой, в сезон размножения (февраль-март) самки занесенного в Красную книгу серого тюленя выходят на берег северной части Балтики рожать. Затем около трех недель они приплывают и кормят бельков жирным молоком. Все это время белек лежит на берегу. Сталкивать его в море нельзя, потому что он может погибнуть. Также опасность состоит в том, что мать испугается людей и уйдет насовсем.
За счет жирного молока тюлененок быстро растет и набирает вес до 30–35 кг. Потом белек линяет. В этот момент мать его уже не кормит, и он теряет в весе, иногда значительно. Силы поддерживаются за счет ранее созданных жировых запасов.

Три тюленя – одно имя
Но далеко не всем тюленям этих запасов хватает, как и не всем удается избежать травм, других неприятностей. В этом году отдыхающие привезли в Калининградский зоопарк трех малышей, здоровье которых вызвало опасения. Они были сильно истощены и обезвожены, двое серьезно ранены.
Все три тюлененка – девочки. Первая была найдена 11 апреля в десяти километрах от Балтийска. По словам Соколовой, тот, кто принес в зоопарк, попросил дать ей имя Вита. У остальных двух найденышей имен нет, их называют просто – Тюлень № 2 и Тюлень № 3. И это не от отсутствия фантазии у работников зоопарка. Просто нет смысла давать имя животному, которое планируется выпустить на волю. Зачем делать лишнюю привязку к людям? С Витой так получилось. Сначала дали имя, а потом – не отнимать же... 
– Этот тюлененок поступил к нам в состоянии крайнего истощения, она весила всего 13 килограммов при норме в 33–35, – рассказывает директор зоопарка Светлана Соколова корреспондентам «Страны Калининград». – Животное было настолько слабо, что его просто в тазике несли. Еще день-два, и Вита бы умерла. 
Сейчас она чувствует себя нормально. Уминает несколько килограммов рыбы в день ( селедки и салаки) и любит общаться с людьми. Кричит, пытается обратить на себя внимание. Но люди стараются уклониться от контакта. Кидают рыбу в бассейн и демонстративно отворачиваются. Вита возмущается, похоже, она хочет, чтобы ее покормили с рук. Но делать этого, как нам объяснили, нельзя. Иначе молодая тюлениха начнет воспринимать человека как единственный источник пищи. А ей скоро возвращаться в море. 
Светлана Соколова сказала, нужно довести вес животного до 35 килограммов, после чего приедет ветеринарный врач из Москвы (в Росприроднадзор уже направлены соответствующие бумаги), который примет решение о том, готова ли Вита к самостоятельной жизни или еще нет. 

Федеральные животные
Тюлень № 2 был доставлен в зоопарк тоже в середине апреля – из бухты Филино, что под Светлогорском. У него рана на шее. Откуда она взялась, непонятно. На реабилитацию уйдет немало времени. Хотя перспективы, в принципе, неплохие. 
А вот с Тюленем № 3 все серьезнее. 
У него оказались сломаны кости задней ласты. Как так произошло, тоже неясно. Может, покусали собаки.
– Формально зоопарк не имеет права заниматься реабилитацией тюленей, – говорит Соколова. – Мы принимаем животных только потому, что у нас есть пустующий бассейн. Надо понимать, что животные – федеральные, а мы – муниципальное учреждение и, следовательно, не имеем права тратить на них средства. Это было бы нарушение бюджетного кодекса. Поэтому все, кто ухаживает за тюленями, волонтеры. Мы объявили сбор средств и собрали около 70 тысяч рублей, из которых потратили примерно 30 тысяч. Это значит, что до конца мая денег хватит. Но, учитывая, что Тюленя № 2 и особенно у Тюленя № 3 непросто со здоровьем, финансовая помощь еще нам понадобится. Три наших подопечных съедают за день 9 килограммов салаки и 4,5 килограмма селедки. Кроме того, средства необходимы на покупку лекарств и оплату специалистов, которые исследуют анализы.
Требуется госучреждение Светлана Соколова призналась, что долго сомневалась перед тем, как принять Тюленя № 1. 

«Первая реакция была – не брать. 
И вторая – не брать, но, читая комментарии людей, мечущихся от одних структур к другим в надежде «пристроить» этого заморыша (простите уж за некоторую циничность и прямоту), я с какой-то безысходностью поняла, что никто ему, кроме нас, не поможет... И сдалась», – написала она в соцсетях, поблагодарив коллег Светлану Ярову и Марию Козьякову, которые приехали забрать тюлененка и  делают все для того, чтобы он (равно как и два других тюленя) смог скорее поправиться.
Вообще, по мнению Светланы Соколовой, вопрос, кто должен отвечать за раненых, больных тюленей, давно пора урегулировать в юридическом плане. Возможно, региональное министерство природных ресурсов должно разработать специальную программу или принять закон, в котором прописывалось бы, кто должен отвечать за попавших в беду диких животных. В частности, таких, как серый тюлень, который занесен в Красную книгу РФ. 
– Самым простым, но довольно затратным выходом из ситуации было бы создание специального государственного учреждения, в котором бы тюлени (а может, и другие животные) проходили ре-абилитацию. Идеальное место для такого учреждения – Балтийская коса, – считает директор Калининградского зоопарка. 

Операция удачная, будущее – туманно
Через день после того, как корреспонденты «СК» побывали в зоопарке (12 мая), оттуда пришли важные новости. 
«Тюлень № 3, которого мы забрали к себе 2 мая, заставил нас немало понервничать: у нее оказалась неоперабельная травма ласты (и перелом, и вывих, и порванные сухожилия), – написала Светлана Соколова. – Начался некроз тканей. Все это время мы ее держали на антибиотиках – ждали, когда спадет отек и можно будет понять, что делать дальше. Вчера состоялся консилиум ветврачей (спасибо за участие специалистам из ветклиники «Белый клык» Максиму Лексину, заочное – Наталье Пака, а также главному государственному ветврачу из Калининградской ветстанции Черноусову Владимиру Михайловичу), на котором рассматривались только два варианта: ампутация или эвтаназия. Шансов спасти ласту, увы, не было никаких. Ночь мы взяли себе на принятие решения. С утра к нам подключилась Лора Белоиван (руководитель ре-абилитационного центра «Тюлень» в Приморском крае. – Прим. ред.) с  супругом ветеринаром Павлом, они имеют огромный опыт по реабилитации тюленей на Дальнем Востоке. Благодаря их поддержке и советам мы все же решились продолжить наши попытки по спасению тюленя любой ценой». 
Соколова сообщила, что операция по ампутации ласты завершилась успешно. Проводили ее под местным наркозом ветврачи Калининградского зоопарка Геннадий Андреев и Ольга Хуциева при помощи и. о. завотделом «Хищные и ластоногие» Ольги Головиной. 
Что касается дальнейших перспектив Тюленя № 3, то они пока неясны. 
«У нас в зоопарке нет места для пятого тюленя (наши четыре тоже когда-то попали к нам таким же путем – через реабилитацию). Московский Росприроднадзор обещает дать согласие на выпуск обратно в море, если не найдем хороший дом… 
В общем, дальше – как сложится», – написала она. 

Спасибо за помощь
Если кто-то хочет помочь попавшим в беду животным материально, то способы перевода денег он сможет найти на сайте зоопарка – kldzoo.ru – в разделе «Сделать подарок зоопарку» (подраздел «Оказать финансовую помощь»). В назначении платежа нужно обязательно написать: «На реабилитацию тюленей». 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1