или Зарегистрироваться
Наш край
2640
0
19 декабря 2022

У произведений Германа Брахерта непростая судьба

Многие из его скульптур пережили «вторые рождения» 
Родившийся в Штутгарте и умерший неподалеку от него (в городке Шлайт-дорф. – Прим. авт.) скульптор Герман Брахерт (11 декабря 1890 г. – 2 июня 1972 г.) был великим жителем Восточной Пруссии. 

«Нимфа» без раковины 

В 1919 году Брахерт после учебы в художественном училище переехал в Кёнигсберг по приглашению местной Школы искусств и ремесел. Здесь он стал профессором, вел классы скуль- птуры, основ интерьера и ювелирного дела. А в 1926-м оставил преподавательскую деятельность и сосредоточился на творчестве. 
Наиболее известны две работы Брахерта, созданнные им в Кёнигсберге. Первая – горельеф у входа в юго-восточную пристройку Дома техники (ныне ТЦ «Эпицентр»), это фигура человека, держащего в одной руке шестеренку, а в другой – книгу. Второе – «Нимфа» на светлогорском променаде. Ее мозаичная раковина появилась уже в советское время. 
После прихода к власти нацистов в 1933 году у Брахерта, который открыто не разделял их взгляды, настали тяжелые времена. Он вынужден был уехать из Кёнигсберга в Георгенсвальде (ныне Отрадное) и зарабатывать себе на жизнь, выполняя частные заказы. В 1944 году Брахерт уехал в свои родные края, где прожил до самой смерти. 

Сплошные загадки

У многих произведений Брахерта непростая судьба. В качестве примера можно вспомнить историю четырех барельефов (точнее – горельефов), которые украшали  один из цехов вагонзавода на ул. Вагоностроительной. В конце 90-х эти треугольники извлекли из стены и перевезли в Дом-музей Брахерта в Отрадном. Но существует мнение, что они составляли единственное целое с тем местом, где были установлены. И после того как их выдрали из стены, город потерял интересный историко-художественный объект. 
К сожалению, судьба некоторых произведений Брахерта неизвестна. Первоначально фасад Главного вокзала, который сегодня называется Южным, украшала композиция «Хронос, управляющий мчащимися конями», которая символизировала, по всей видимости, несущиеся в разные стороны поезда. Это произведение искусства пережило и английские бомбардировки, и штурм Кёнигсберга. Куда оно делось потом, неясно. А сейчас на его месте – герб РСФСР образца 1936 года.
Судьба скульптуры Брахерта «Танцующая девочка», украшавшей Замковый пруд, также загадочна. Ее установили на построенные в 1930 году каскады пруда, но простояла она всего несколько лет. Нацистам скульптура не понравилось, и ее демонтировали. И куда дели, неизвестно. Сейчас уменьшенную копию девочки можно видеть в Доме-музее скульптора в Отрадном.

17-DSC_5238-2.jpg
Утраченный, казалось бы, навсегда барельеф на здании на современной улице Железнодорожной теперь вполне читаем 

Девушка с веслом 

Там же, в Отрадном, находится созданная в 1940 году работа «Несущая воду», изображающая девушку с кувшином. До начала 2000 годов она стояла в Лиственничном парке Светлогорска. Потом ее заменили на качественную копию, изготовленную художником-реставратором из Эрмитажа Вячеславом Мозговым. Но к 2020 году она несколько обветшала, и с целью сохранения ее отдали Музею изобразительных искусств (он находится в здании бывшей Кёнигсбергской биржи, в советское время здесь был Дворец культуры моряков. – Прим. авт.). 
Новая копия была явлена миру в сентябре прошлого года. И это вызвало скандал, поскольку выигравшее конкурс ООО «Левша» смастерило что-то совсем не похожее на брахертовский шедевр. В итоге «Девушка с веслом», как окрестил кто-то в соцсетях эту работу за ее откровенную топорность, была убрана из парка. В сентябре уже этого года там установили новый вариант копии «Несущей воду». Претензий она ни у специалистов, ни у местных жителей с туристами вроде не вызвала. 

Статуя.jpg
Разница между оригиналом «Несущей воду» и ее прошлогодней копией очевидна 

Извлекли из ручья

Некоторые работы Брахерта в последнее годы, что называется, получили второе рождение. «Страна Калининград» подробно их освещала. Например, в июле 2017 года мы написали про памятник не вернувшимся с фронтов Первой мировой войны в Немане (бывший Рагнит. – Прим. авт.). Калининградский историк, коллекционер и писатель Денис Дунаевский рассказал, что, несмотря на характерный почерк мастера, стопроцентной уверенности в том, что автор монумента именно Брахерт, у специалистов не было. Выяснить истину помогла внучка скульптора Фелиситас Брахерт-Шнайдер, которая в электронном письме Денису сообщила, что эта работа упоминается в каталоге Художественного союза Кёнигсберга 1925 года и в книге «Памятники героям Первой мировой войны», изданной в 1931-м в Лейпциге. 
И это не первое произведение Брахерта, которое идентифицировали с помощью внучки. Семь лет назад наша газета писала, что сотрудник Мамоновского городского музея Константин Косенков нашел недалеко от поселка Долгоруково фрагмент памятника павшим в Первой мировой войне. Фелиситас Брахерт-Шнайдер подтвердила, что обнаруженный фрагмент является частью памятника, который был установлен на территории учебного центра немецкой армии (Штаблак). В октябре 2015 года этот фрагмент с помощью кранов извлекли из ручья и отвезли в Дом-музей Германа Брахерта в Отрадном. 

«Павлу Дурову приветик!»

Несколько месяцев назад в новостях вновь замелькали  упоминания о Брахерте – в связи с восстановлением барельефа на здании бывшего почтамта Кёнигсберга (ул. Железнодорожная, 29–31. – Прим. авт.). В советское время это произведение Брахерта было завешено вывеской «Почта. Телеграф. Телефон». Вроде еще были надписи «Сберегательная касса», позже  – «Аэрофлот». Потом барельеф закрыли рекламные баннеры. Крепилось все это, судя по всему, с помощью цемента и отдиралось «с мясом». 
Летом появились сообщения о начале работ по восстановлению барельефа и о том, что его после экспертизы планируется внести в реестр охраняемых объектов. Теперь фактически стертый сюжет произведения более-менее читаем. «Небольшой интригой при расчистке барельефов Г. Брахерта было содержание проступавших букв на нижнем левом из них. Оказалось... В общем, «Павлу Дурову приветик!» – написал в начале августа руководитель региональной Службы госохраны объектов  культурного наследия Евгений Маслов, имея, видимо, в виду проступившее слово «Telegram». Насколько можно судить, в этой своей работе Герман Брахерт рассказал о труде почтальона. 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3