или Зарегистрироваться
Мамочкам
6572
0
09 декабря 2020

Важно не только принять закон о домашнем насилии, но и поменять сознание

Детский омбудсмен рассказала о том, с чем пришлось столкнуться в течение года
Встреча журналиста «Страны Калининград» с детским омбудсменом по Калининградской области Ириной Ткаченко началась с обсуждения проблем домашнего насилия, а потом как снежный ком – говорили обо всем. 

– Как год прошел?
– Как и у всех, напряженно. У аппарата уполномоченного сократилось количество выездов. Стараемся избегать личных контактов. От этого появляется внутреннее ощущение, как будто что-то упускаю. Но все равно у нас сохранен прием граждан, работаем в онлайне, по телефону. И в крайних случаях выезжаю, когда нужно познакомиться с ситуацией лично. 

- Увеличилось ли количество обращений в период пандемии?
– Я не могу сказать, что увеличилось. Небольшой рост был в июне, когда граждане получили возможность оформить президентские выплаты на детей. Тогда обращений стало больше – жаловались на то, что Госуслуги не справляются, некоторым выплаты не начислили. Иногда на выплату первым заявлялся тот родитель, который с детьми не живет. А в целом резкого увеличения обращений или новых острых ситуаций я не отмечаю. 

Нужно выговориться

- Вопрос в связи с недавним нашумевшим убийством на улице Чернышевского в Калининграде, после которого сиротами остались двое маленьких детей. Часто ли обращаются по вопросам насилия в семье?
– Общественные организации фиксируют рост таких случаев. Но одна из проблем в том, что женщины зачастую не заявляют в официальные структуры. Понятно, они опасаются за свою жизнь и здоровье. Но я могу говорить только о зарегистрированных случаях. По информации правоохранительных органов, всплеска таких обращений не зафиксировано. И это большая проблема. В последний день ноября было тревожное обращение: позвонила женщина, которой знакомая рассказала о своей жизненной трагедии. Она больше 20 лет в браке, переехали в Калининград около 10 лет назад, в семье трое взрослых детей. На протяжении всей жизни над ней происходит морально-психологическое насилие, а в последнее время начались и побои. Я сразу задала вопрос – а она куда-то обращалась, фиксировала случаи побоев? Нет, никуда не обращалась. Теперь женщина переосмыслила свою жизнь, осознала, что ждать больше нечего, дети выросли, и она решила заканчивать эту историю. И обратившаяся в наш аппарат уполномоченного ее знакомая задала вопрос – насколько возможно оградить агрессора от семьи. Он угрожает убийством, но при этом с точки зрения правоохранительных органов он чист, никогда не привлекался. Поэтому определить, что здесь – стандартная бытовая ссора или та история, когда нужно принимать меры, предстоит разбираться. И это не быстро. Если совсем все плохо, то у нас в Пионерском есть кризисный центр для женщин. Можно приехать туда вместе с детьми, там есть психолог и юрист, которые помогают по вопросам развода и другой поддержки. 

- Есть такая проблема, что в экстремальных ситуациях женщины не знают, куда им идти, как спасаться. Ведь бьют здесь и сейчас. Наверное, такие центры должны быть во всех муниципалитетах.
– В каждом городе есть социальная служба при администрации, и туда можно обращаться, там дадут направление, сориентируют, где и как могут помочь. Областной кризисный центр в Пионерском принимает всех при наличии свободных мест. 

- Официальные органы тоже работают до 18.00. А если ситуация экстренная? Почему в области не ставится вопрос создания сети центров защиты матерей и детей?
– Сеть развить можно. Но не каждая готова туда поехать. На прошлой неделе был звонок от женщины, которая рассказала, что они год назад развелись с мужем и продолжают жить в однокомнатной квартире. Она пожаловалась, что муж не занимается воспитанием ребенка. Она работает на двух работах, он – нет. Ребенку 9 лет. Он видит модель поведения, когда папа ничего не делает, но при этом унижает маму. Понятно, что финансовая составляющая основополагающая. Но следует понимать, что, проживая в одной квартире, ситуацию не изменишь. Будет только хуже. Нужно обязательно разъезжаться. Иных вариантов нет.

- К вам часто обращаются за моральной, а не правовой поддержкой?
– Большинство обращений именно такие, когда люди понимают, что решения ситуации «здесь и сейчас» не может быть, но им надо просто выговориться. Или просят поддержки, находясь в процессе судебного разбирательства, или когда принято несправедливое, на их взгляд, решение. После принятия решения суда по существу дела вариантов для возможной помощи становится меньше, хотя граждане имеют право на обжалование вплоть до обращения в высшие судебные инстанции. Поэтому я всегда говорю – обращайтесь до того, как все случилось, а не после. 

Почему по обращеним лидируют бабушки

- Есть некий рейтинг, с какими ситуациями обращаются чаще всего?
– У нас традиционно на первом месте – детско-родительские отношения: определение места жительства ребенка после развода, порядок общения, отношения с детьми внутри семьи. Людям сложно объяснить, что при расторжении брака родительские отношения не должны прекращаться. В Семейном кодексе закреплено, что мама и папа имеют равные права. И им обязательно нужно между собой договориться. Взрослым людям это сделать порой сложно.

- Кто чаще обращается, папы или мамы?
– Чаще обращаются бабушки. На втором месте мамы, но и папы тоже. Как ни грустно это констатировать, бабушки зачастую недовоспитали своих детей, не научили их быть ответственными, и теперь желают наверстать упущенное, позаботиться о внуках. Они одевают, поят, кормят, а родители самоустраняются. Конечно, они обращаются в крайних ситу-ациях. Лишение родительских прав – это крайняя мера. Наша работа заключается в том, чтобы помочь семье, чтобы ребенок остался жить с родителями. Недавно было обращение от бабушки, например. Ее дочь развелась с мужем, отец с ребенком не общался, жили они сами по себе. Так получилось, что дочь трагически погибла. И для бабушки было шоком, что теперь ребенок должен жить с папой. Потому что он не лишен родительских прав и не ограничен в родительских правах. Теперь, чтобы воспитывать внучку, ей придется с ним договариваться. Поэтому я всегда говорю, что с проблемами нужно обращаться в официальные органы, в органы опеки, подавать на взыскание алиментов и в правоохранительные органы тоже. Но если этих обращений не было, то потом сложно будет доказать, что папа не может исполнять родительские обязанности. Поэтому если что-то идет не так, все это нужно фиксировать в соответствии с законом. Тогда в случае непредвиденных ситуаций можно предпринимать меры и надеяться на благоприятный исход. 
Эта проблема свойственная не только Калининграду, но и всей России. До пандемии мы готовились открыть совместно с БФУ им. И. Канта на базе ЗАГСа службу медиации, где могли бы предпринимать попытки примирения разводящихся. Важно уметь договориться, зарыть топор войны при разводе и примириться во благо ребенка, потому что он любит маму и папу. Для ребенка важно, чтобы в его жизни было два родителя.

- Когда можно ждать появления такой службы?
– Мы ее обязательно создадим, как только закончатся проблемы с коронавирусом. Все-таки там личный контакт. Да, конечно, многие в состоянии злобы и ненависти не смогут адекватно воспринимать мнение со стороны. Но некоторым это поможет. Будут работать независимые специалисты – не адвокаты, не судьи, не представители органов опеки. Медиатор просто помогает людям увидеть ситу-ацию со стороны. 

- Сейчас много говорят о необходимости принятия закона о домашнем насилии. На ваш взгляд, достаточна ли правовая база в стране для защиты интересов семьи и ребенка?
– Законов много. Они модернизируются и меняются. Что касается закона о домашнем насилии, ситуацию в этой сфере нужно урегулировать. Но тот законопроект, который был предложен, с российской действительностью никак не уживется. Там много вариативности, возможностей для манипулирования. Он должен быть проработан и вынесен на общественное обсуждение. В том виде, в котором он предлагался, – нет, он не мог быть принят. Я признаю, что морального кодекса у нас нет, и человек, который может в семье заниматься тиранией, к сожалению, не несет наказания, пока не случается криминальная ситуация.
Хотя иногда женщины и сами не стремятся защищать себя. В прошлом году ко мне в приемную пришла девушка, ее привела подруга. У нее была сложная ситуация, она живет в собственном жилье с мамой и сожителем. Они обе не работают, он их содержит. Она жаловалась на полицию, что они не реагируют на ее вызовы. Я сделала запрос в полицию, и выяснилось, что неоднократно были ситуации, когда один день она заявление подает, а потом они мирятся, и она заявление забирает. И это бесконечная круговерть. И на пятый раз участковый уже не реагирует на их обращения. Я попыталась до нее достучаться, что она молодая, работоспособная, но женщины в этой семье работать не хотят. На самом деле более значимая проблема, как изменить сознание человека, нежели принять закон, который позволит наказать виновника. 

Школа и сады – часто нет мест для приезжих

- Давайте про образование поговорим. Какие обращения поступают?
– Большой массив обращений касается возможностей ребенка попасть в школу или детский сад. У нас ощутимый прирост детского населения. На 1 января 2020 года было уже более 196 тысяч детей в Калининградской области. Но это рост не за счет рождаемости, она как раз снижается. А за счет потока миграции. Бывают обращения, что вот, мы переехали в августе, а в сентябре нам садик не дали. Я понимаю, что ребенок должен быть в социуме и ходить в детский сад, но, к сожалению, мы не знали о том, что вы приедете. И здесь надо призывать к совести застройщиков. Они строят микрорайоны и рекламируют наличие вблизи школы и детского сада. Но умалчивают, что учреждения заполнены, в них нет мест. Основная проблема подобного толка наблюдается в Калининграде и в Гурьевске. В остальных муниципалитетах с этим проще.
Родители часто начинают претендовать на конкретные сады, которые заполнены. Да, возить ребенка в детский сад далеко от дома неудобно, но если мы начинаем уплотнять группы, то нарушаем права других детей. Поэтому вопрос можно решить только строительством новых учреждений. 

– Со школами тоже есть проблема, не все могут попасть в школу рядом с домом.
– По прописке в первые классы попадают все. И даже по временной регистрации. От этого многие школы сейчас переполнены. У родителей срабатывает вопрос престижа. Это обязательно должна быть гимназия, новая красивая школа. Но в первую очередь ребенку должно быть комфортно. И это может обеспечить обычная школа. Но зачастую только когда случается трагедия, родитель понимает, что он был не прав. Недавний случай: родители перевели ребенка из обычной школы. Мальчишка прекрасный, спортсмен, хорошо учился. Но, к сожалению, одним из факторов было то, что он немного потерялся. Было недопонимание по оценкам. 

- По школьному питанию обращаются?
– Да, например, обратилась мама ребенка-инвалида. Для того  чтобы ребенок питался бесплатно, от них требовали пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, хотя есть справка установленного образца. Здесь априори был не прав директор школы. Эту ситуацию мы решили. 

- Обращаются ли многодетные семьи по вопросам предоставления земельных участков?
– Сейчас многодетные могут выбирать – земля или 300 тысяч рублей, которые ты можешь потратить на недвижимость. У меня было несколько обращений на то, что выделяют участки без инфраструктуры. В прошлом году я выезжала по просьбе многодетных из Светлого. Участки им дали хорошие, но без инфраструктуры. И тогда еще можно было получить только землю, не было возможности выбрать денежную компенсацию. Потом, когда закон приняли, эти люди не смогли вернуть участки назад и получить денежную выплату. Глава муниципалитета четко озвучил им, когда к участкам подведут инфраструктуру. 

– Продумали планы на следующий год?
– Большой проект – это Совет отцов. Сейчас определяемся с составом. В январе, думаю, первое заседание.


07-IMG_4480.jpg

Справка «СК»
Ирина Ткаченко имеет два высших образования по специальностям «филология» и «юриспруденция». С мая 2003 года проходила службу в УВД Калининградской области. С апреля 2008 года работала консультантом отдела социально-правового сопровождения департамента правовой и социальной защиты детства министерства образования Калининградской области. С января 2010 года – эксперт правового управления правительства Калининградской области. С апреля 2011 года – помощник заместителя председателя правительства Калининградской области по социальным вопросам. Действительный государственный советник Калининградской области 2-го класса. Должность уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области занимает с 2017 года.


Как попасть к уполномоченному по правам ребенка в Калининградской области
  • Предварительная запись на прием по телефонам: 8 (4012) 60-48-87, 60-48-85, 60-48-86.
  • По электронной почте: [email protected]
  • По почте: 236022, г. Калининград, ул. Дмитрия Донского, 7а, каб.16, 2-й этаж.


цитата
,
:
, :
Основные проблемы – определение места жительства ребенка после развода, порядок общения, отношения с детьми внутри семьи

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3