или Зарегистрироваться
Мамочкам
3885
0
10 мая 2019

Нехватка времени и требования взрослых загоняют детей в стресс

Хроническое напряжение и неврозы появляются даже у дошкольников, и в это состояние малыши впадают легко
Когда мы говорим о стрессе, который окружает повсюду и каждый день, то речь чаще всего идет о взрослых. Ведь у нас — работа, семья, проблемы. Но, по мнению экспертов, современные дети, причем с довольно раннего возраста, тоже находятся в точно такой же ситуации. И не меньше, чем мы с вами, напряжены и истощены. 
Стресс называют проблемой века. В чем его причины, как распознать угрозу и помочь своему ребенку, читателям «Страны Калининград» на очередной встрече «Клуба для родителей» рассказала Марьяна Безруких, московский психофизиолог, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

От надрыва — к зависимости
Исследования ученых показывают, что стресс влияет не только на физическое и психическое здоровье ребенка, но и на развитие мозга и познавательную деятельность. Так что когда мы требуем от малышей невозможного, ставим перед ними сверхзадачи, то помещаем их в стрессовую ситуацию. И вроде бы все из благих побуждений: чтобы был лучше, быстрее, умнее. Но в итоге ребятишки детсадовского возраста зарабатывают серьезные неврозы — и только они зачастую способны остановить родителей.
– Стресс – это серьезная нагрузка для организма. И это естественная ответная реакция на разного рода раздражители, – объясняет Марьяна Безруких. – Есть три стадии: первичная тревога, затем мобилизация (в процессе эволюции мы выработали формулу «бей или беги») и истощение. Сопровождается все учащенным пульсом, дыханием, повышением давления, возбуждением нервной системы. Иногда появляются ощущение «комка» в солнечном сплетении и головные боли. 
К острым краткосрочным стрессам многие относятся с вниманием: понятно, что увольнение (а его тоже относят к глобальным катастрофам), развод и тому подобные вещи надолго выбивают из колеи. А вот хронические «мелочи» – у детей это, к примеру, постоянные придирки учителя, фразы родителей «ты не стараешься, можешь лучше», цейтнот и тому подобное – стараются не замечать. 
– Если говорить о детях, то глобальный стресс они переживают не часто. А вот хронический, увы, не редкость. Например, я часто слышу от родителей, которые разводятся, что они всячески берегут ребенка и у него все в порядке. При нем не ругаются, ничего не обсуждают. До момента, пока они не разъедутся, катастрофы действительно еще не произошло. Но ежедневный стресс у сына или дочери уже есть: не нужно ничего говорить, считываются все невербальные знаки – взгляды, интонации, жесты, – комментирует профессор. 
При стрессе мозг активирует выброс особых гормонов – кортизола даже при незначительных потрясениях и адреналина и норадреналина при более сильных воздействиях. Во время трех стадий, которые мы описали выше, идет всплеск энергии, активизация всех систем организма. А вот потом обязательно расслабление и отдых. Плюс положительное подкрепление: сдал экзамен, напрягся — пошел с друзьями гулять и есть мороженое. 
– Если расслабления нет, остается избыток кортизола. Именно он в дальнейшем провоцирует состояние повышенной тревожности, разрушает нейронные связи (страдают способности к обучению, память и внимание), – поясняет эксперт. – Еще один важный момент — он стал понятен только в последние годы — одновременно в организме повышается чувствительность к дофамину, другому гормону, который дает нам ощущение удовольствия. То есть у человека в стрессе начинают легче формироваться зависимости. А поскольку мозг делает лучше всего то, что повторяет чаще, он начинает воспринимать любое переживание как крах. 
В итоге мы фокусируемся на проблеме. Результат – появляется тревожность, раздражительность, агрессивность, снижается контроль и происходят другие малоприятные процессы.

Когда отпуск во вред
Можем ли мы или наши дети сегодня избежать стрессовых ситуаций? Полностью — вряд ли, уж больно большой список того, что их вызывает. Но постараться максимально ослабить воздействие, научиться правильно реагировать – в наших силах.
– Условно факторы, провоцирующие стресс, можно разделить на три группы: физиологические, социально-психологические и эмоциональные. Остановлюсь подробнее на некоторых. Такие банальные, казалось бы, вещи, как жажда и жара, могут ввести ребенка в тяжелое состояние. С жаждой дети сталкиваются постоянно: у кого с собой всегда есть бутылочка воды, в свободном ли доступе питье в школе? Мало того, если на уроке они попросятся выйти, чтобы попить, не всякий учитель отпустит — хотя должен, – говорит Марьяна Михайловна. – Кто-то скажет, что потерпит, не страшно. Приведу пример из практики: на прием ко мне пришла семья с ребенком с тяжелейшим неврозом. Причину искали долго – вроде бы все замечательно: хорошие любящие родители, нормальная учительница, высокие оценки в школе. После нескольких встреч с трудом удалось выяснить, что однажды мальчик попросился на уроке в туалет, педагог не отпустила, и он описался. Учительница не ругала, просто попросила выйти, взять тряпку и положить ее под парту. При одноклассниках, в мокрых штанах... Чтобы родители не узнали об этой истории, мальчишка сел в снег, вымок — и так скрыл пятна на одежде. Родители были не в курсе, для педагога это незначительный инцидент, и она его забыла. А для мальчика – серьезная травма. 
Стрессом для организма становятся даже долгожданные зимние каникулы в жаркой стране: за 7–10 дней (а чаще всего именно на такой срок летят погреться) организм только адаптируется – и снова мороз. Ребенок начинает болеть, устает. Также на некоторых детях сказывается и длительный летний отдых у моря: солнце и вода в большом количестве возбуждают – и такое перенапряжение может быть вредно.

Недосып и цейтнот скажутся
Другая беда нашего времени – стресс ограничения времени. 
– Все делаем на бегу: когда ребенок по пути в школу ест в машине или делает уроки в дороге между балетом и рисованием – это ненормально и не пройдет бесследно. Выбирая школу получше, но до которой далеко ехать, мы исходим из добрых побуждений. Но ребенку приходится раньше вставать, быстрее есть. Со всех сторон – и от родителей, и от учителей – он постоянно слышит: «Не успеваем», – говорит психофизиолог. – Мы нарушаем механизм формирования навыков, для которого нужно время. Меня сильно огорчили обсуждающиеся новые стандарты для начальной школы: там появились цифры скорости чтения в 1–4-х классах. На самом деле скорость чтения, да еще и вслух, ничего не говорит о понимании текста. Зато секундомер в руках учителя доводит учеников до тяжелейших неврозов.
Помимо всего вышеописанного, дети мало бывают на свежем воздухе (прогулкой в воскресенье, увы, все не компенсируешь), мало спят.
– В течение последних 60 лет наш институт ведет регулярные исследования и установил, что дети любого возраста не досыпают в среднем 1–1,5 часа. И это при том, что последние данные бельгийских ученых показали, что даже 15-минутный недосып резко снижает работоспособность, – рассказывает Безруких. – А еще у них чрезмерные нагрузки. Ко мне приводили дошкольника, который уже занимался английским, но в 6 лет его отдали еще и на китайский. Родители остановились только тогда, когда малыш заработал заикание. Тема правильной подготовки к первому классу сегодня актуальна, и мы подробно разбираем ее, занимаемся с детьми от 3 лет в Калининграде в программе «Ступеньки к школе». 

Насилия не замечаем
Негативно воздействуют информационные перегрузки и резкие изменения в жизни.
– Опять же случай из практики: пятилетнего ребенка увезли в другую страну, лишили няни, к которой был привязан. Казалось бы, еще маленький, легко перестроится. Но он перестал говорить, – комментирует Марьяна Безруких.
Отдельное место среди стрессовых факторов занимает насилие. И это не обязательно ремень или другие жесткие наказания.
– По характеристике Всемирной организации здравоохранения, к насилию относятся речевые атаки (когда мы отчитываем, ругаем ребенка), оскорбления, угрозы, запугивание («не будешь слушаться, я тебе...»). Все это приводит к «инвалидизации» – сначала на психологическом уровне, а потом зачастую и на физическом, – говорит психофизиолог. – Неадекватные требования тоже можно отнести к насилию. Когда родители говорят, что в 4 года ребенок знает буквы, но отказывается читать, это насилие. Он не может! Между «знать» букву, выделять ее и «читать» дистанция примерно в полтора года, – объясняет психофизиолог. – Был случай, когда папа поставил 4-летней дочке условие: или она научится читать к Новому году, или он уволит ее няню. К середине декабря ребенок сгрыз ногти до крови, потому что боялся потерять близкого человека. А читать отказывался до шести лет, хотя умел. Вообще, если говорить о насилии и агрессии самих детей, то тут важно понимать, что если ее в семье и окружении нет, ребенок никогда не начнет ее проявлять. Ищите причину рядом. Одна мама долго рассказывала, какие все в семье любящие и терпимые, а дочка, непонятно почему, замахивается на взрослых, бьет. Я долго расспрашивала женщину, а потом задала вопрос: «Что бы вы сделали, если бы кормили дочку кашей, а она не ела, а плевала все обратно?» Собеседница непроизвольно ответила: «Дала бы по губам». Так что насилия в своем поведении мы часто просто не замечаем.

Важна поддержка
Что же подскажет родителям, что у ребенка стресс? Признаков много: это потеря аппетита или, наоборот, заедание, нарушение сна, повышенная утомляемость, раздражение, неспособность регулировать свое эмоциональное состояние, появление новых страхов, резкая смена настроения и т. п.
– Нужно наблюдать за ребенком, быть с ним в контакте. Обратите внимание на навязчивые движения. Это не только подергивание мышцами лица, но и покряхтывание и шмыгание носом, когда здоров и не простужен, – добавляет Безруких.
Избежать стрессов полностью вряд ли удастся. Но вот повышать стрессоустойчивость можно и нужно. Помогут упражнения для расслабления (делать их стоит уже в дошкольном возрасте), занятия спортом и хобби. 
– Важно, чтобы были четкие требования и правила, режим. 
В семье должна быть одна линия поведения. Если папа разрешает или запрещает одно, мама – другое, бабушка и дедушка – третье, ребенок неизбежно начнет манипулировать. И это будет приводить к конфликтам, – предупреждает эксперт. – Крайне важна поддержка родителей: ваши сын или дочь должны быть уверены, что вы в любом случае на их стороне. Это не означает «довольны» или со всем согласны, но точно «за» него.

Что повышает стрессоустойчивость
  • Четкое согласование требований в семье, правила, режим;навыки эмоционального реагирования;
  • навыки решения сложных моментов и действия в ситуации неопределенности;
  • умение наблюдать и понимать свое состояние, настроение, эмоции, описывать их словами;
  • умение спокойно и твердо отстаивать свою позицию и говорить «нет»;
  • адекватная самооценка;
  • адекватные требования в семье и школе;
  • поддержка родителей;
  • двигательная активность, спорт;
  • увлечения, успех в разных сферах деятельности;
  • доверительные взаимоотношения в семье.

Признаки проблемы
  • Чрезмерная негативная реакция на любые раздражители, отказ от всего;
  • перевозбуждение, беспокойство, суетливость;
  • неспособность регулировать эмоциональное состояние, резкая смена настроения;
  • нарушение сна (проблемы с засыпанием, кошмары);
  • жалобы на боли (головные, в области солнечного сплетения);
  • тошнота, рвота, потеря аппетита, заедание;
  • замкнутость, апатия;
  • появление новых страхов;
  • навязчивые движения;
  • снижение работоспособности и успеваемости, повышенная утомляемость.

Проект «Клуб для родителей» – это возможность для читателей газеты «Страна Калининград» встретиться с экспертами и задать им свои вопросы. Психологи, медики, педагоги и другие специалисты дают открытые лекции и дискутируют с участниками на площадке газеты. Следите за анонсами и записывайтесь – участие бесплатное!



06-IMG_4150.jpg
Марьяна Безруких, психофизиолог, директор Института возрастной физиологии РАО, уже не в первый раз выступает в нашем «Клубе для родителей»


06-IMG_4178.jpg
На встрече с экспертом участники узнали, что происходит в организме во время стресса и как можно помочь ребенку

07-IMG_7542.jpg
При хроническом стрессе мозг начинает реагировать на любую мелочь как на глобальную катастрофу
цитата
,
:
, :
Когда ребенок по пути в школу ест в машине или делает уроки в дороге между балетом и рисованием – это ненормально и не пройдет бесследно

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2