или Зарегистрироваться
Мамочкам
2335
0
10 мая 2019

Нехватка времени и требования взрослых загоняют детей в стресс

Хроническое напряжение и неврозы появляются даже у дошкольников, и в это состояние малыши впадают легко
Когда мы говорим о стрессе, который окружает повсюду и каждый день, то речь чаще всего идет о взрослых. Ведь у нас — работа, семья, проблемы. Но, по мнению экспертов, современные дети, причем с довольно раннего возраста, тоже находятся в точно такой же ситуации. И не меньше, чем мы с вами, напряжены и истощены. 
Стресс называют проблемой века. В чем его причины, как распознать угрозу и помочь своему ребенку, читателям «Страны Калининград» на очередной встрече «Клуба для родителей» рассказала Марьяна Безруких, московский психофизиолог, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

От надрыва — к зависимости
Исследования ученых показывают, что стресс влияет не только на физическое и психическое здоровье ребенка, но и на развитие мозга и познавательную деятельность. Так что когда мы требуем от малышей невозможного, ставим перед ними сверхзадачи, то помещаем их в стрессовую ситуацию. И вроде бы все из благих побуждений: чтобы был лучше, быстрее, умнее. Но в итоге ребятишки детсадовского возраста зарабатывают серьезные неврозы — и только они зачастую способны остановить родителей.
– Стресс – это серьезная нагрузка для организма. И это естественная ответная реакция на разного рода раздражители, – объясняет Марьяна Безруких. – Есть три стадии: первичная тревога, затем мобилизация (в процессе эволюции мы выработали формулу «бей или беги») и истощение. Сопровождается все учащенным пульсом, дыханием, повышением давления, возбуждением нервной системы. Иногда появляются ощущение «комка» в солнечном сплетении и головные боли. 
К острым краткосрочным стрессам многие относятся с вниманием: понятно, что увольнение (а его тоже относят к глобальным катастрофам), развод и тому подобные вещи надолго выбивают из колеи. А вот хронические «мелочи» – у детей это, к примеру, постоянные придирки учителя, фразы родителей «ты не стараешься, можешь лучше», цейтнот и тому подобное – стараются не замечать. 
– Если говорить о детях, то глобальный стресс они переживают не часто. А вот хронический, увы, не редкость. Например, я часто слышу от родителей, которые разводятся, что они всячески берегут ребенка и у него все в порядке. При нем не ругаются, ничего не обсуждают. До момента, пока они не разъедутся, катастрофы действительно еще не произошло. Но ежедневный стресс у сына или дочери уже есть: не нужно ничего говорить, считываются все невербальные знаки – взгляды, интонации, жесты, – комментирует профессор. 
При стрессе мозг активирует выброс особых гормонов – кортизола даже при незначительных потрясениях и адреналина и норадреналина при более сильных воздействиях. Во время трех стадий, которые мы описали выше, идет всплеск энергии, активизация всех систем организма. А вот потом обязательно расслабление и отдых. Плюс положительное подкрепление: сдал экзамен, напрягся — пошел с друзьями гулять и есть мороженое. 
– Если расслабления нет, остается избыток кортизола. Именно он в дальнейшем провоцирует состояние повышенной тревожности, разрушает нейронные связи (страдают способности к обучению, память и внимание), – поясняет эксперт. – Еще один важный момент — он стал понятен только в последние годы — одновременно в организме повышается чувствительность к дофамину, другому гормону, который дает нам ощущение удовольствия. То есть у человека в стрессе начинают легче формироваться зависимости. А поскольку мозг делает лучше всего то, что повторяет чаще, он начинает воспринимать любое переживание как крах. 
В итоге мы фокусируемся на проблеме. Результат – появляется тревожность, раздражительность, агрессивность, снижается контроль и происходят другие малоприятные процессы.

Когда отпуск во вред
Можем ли мы или наши дети сегодня избежать стрессовых ситуаций? Полностью — вряд ли, уж больно большой список того, что их вызывает. Но постараться максимально ослабить воздействие, научиться правильно реагировать – в наших силах.
– Условно факторы, провоцирующие стресс, можно разделить на три группы: физиологические, социально-психологические и эмоциональные. Остановлюсь подробнее на некоторых. Такие банальные, казалось бы, вещи, как жажда и жара, могут ввести ребенка в тяжелое состояние. С жаждой дети сталкиваются постоянно: у кого с собой всегда есть бутылочка воды, в свободном ли доступе питье в школе? Мало того, если на уроке они попросятся выйти, чтобы попить, не всякий учитель отпустит — хотя должен, – говорит Марьяна Михайловна. – Кто-то скажет, что потерпит, не страшно. Приведу пример из практики: на прием ко мне пришла семья с ребенком с тяжелейшим неврозом. Причину искали долго – вроде бы все замечательно: хорошие любящие родители, нормальная учительница, высокие оценки в школе. После нескольких встреч с трудом удалось выяснить, что однажды мальчик попросился на уроке в туалет, педагог не отпустила, и он описался. Учительница не ругала, просто попросила выйти, взять тряпку и положить ее под парту. При одноклассниках, в мокрых штанах... Чтобы родители не узнали об этой истории, мальчишка сел в снег, вымок — и так скрыл пятна на одежде. Родители были не в курсе, для педагога это незначительный инцидент, и она его забыла. А для мальчика – серьезная травма. 
Стрессом для организма становятся даже долгожданные зимние каникулы в жаркой стране: за 7–10 дней (а чаще всего именно на такой срок летят погреться) организм только адаптируется – и снова мороз. Ребенок начинает болеть, устает. Также на некоторых детях сказывается и длительный летний отдых у моря: солнце и вода в большом количестве возбуждают – и такое перенапряжение может быть вредно.

Недосып и цейтнот скажутся
Другая беда нашего времени – стресс ограничения времени. 
– Все делаем на бегу: когда ребенок по пути в школу ест в машине или делает уроки в дороге между балетом и рисованием – это ненормально и не пройдет бесследно. Выбирая школу получше, но до которой далеко ехать, мы исходим из добрых побуждений. Но ребенку приходится раньше вставать, быстрее есть. Со всех сторон – и от родителей, и от учителей – он постоянно слышит: «Не успеваем», – говорит психофизиолог. – Мы нарушаем механизм формирования навыков, для которого нужно время. Меня сильно огорчили обсуждающиеся новые стандарты для начальной школы: там появились цифры скорости чтения в 1–4-х классах. На самом деле скорость чтения, да еще и вслух, ничего не говорит о понимании текста. Зато секундомер в руках учителя доводит учеников до тяжелейших неврозов.
Помимо всего вышеописанного, дети мало бывают на свежем воздухе (прогулкой в воскресенье, увы, все не компенсируешь), мало спят.
– В течение последних 60 лет наш институт ведет регулярные исследования и установил, что дети любого возраста не досыпают в среднем 1–1,5 часа. И это при том, что последние данные бельгийских ученых показали, что даже 15-минутный недосып резко снижает работоспособность, – рассказывает Безруких. – А еще у них чрезмерные нагрузки. Ко мне приводили дошкольника, который уже занимался английским, но в 6 лет его отдали еще и на китайский. Родители остановились только тогда, когда малыш заработал заикание. Тема правильной подготовки к первому классу сегодня актуальна, и мы подробно разбираем ее, занимаемся с детьми от 3 лет в Калининграде в программе «Ступеньки к школе». 

Насилия не замечаем
Негативно воздействуют информационные перегрузки и резкие изменения в жизни.
– Опять же случай из практики: пятилетнего ребенка увезли в другую страну, лишили няни, к которой был привязан. Казалось бы, еще маленький, легко перестроится. Но он перестал говорить, – комментирует Марьяна Безруких.
Отдельное место среди стрессовых факторов занимает насилие. И это не обязательно ремень или другие жесткие наказания.
– По характеристике Всемирной организации здравоохранения, к насилию относятся речевые атаки (когда мы отчитываем, ругаем ребенка), оскорбления, угрозы, запугивание («не будешь слушаться, я тебе...»). Все это приводит к «инвалидизации» – сначала на психологическом уровне, а потом зачастую и на физическом, – говорит психофизиолог. – Неадекватные требования тоже можно отнести к насилию. Когда родители говорят, что в 4 года ребенок знает буквы, но отказывается читать, это насилие. Он не может! Между «знать» букву, выделять ее и «читать» дистанция примерно в полтора года, – объясняет психофизиолог. – Был случай, когда папа поставил 4-летней дочке условие: или она научится читать к Новому году, или он уволит ее няню. К середине декабря ребенок сгрыз ногти до крови, потому что боялся потерять близкого человека. А читать отказывался до шести лет, хотя умел. Вообще, если говорить о насилии и агрессии самих детей, то тут важно понимать, что если ее в семье и окружении нет, ребенок никогда не начнет ее проявлять. Ищите причину рядом. Одна мама долго рассказывала, какие все в семье любящие и терпимые, а дочка, непонятно почему, замахивается на взрослых, бьет. Я долго расспрашивала женщину, а потом задала вопрос: «Что бы вы сделали, если бы кормили дочку кашей, а она не ела, а плевала все обратно?» Собеседница непроизвольно ответила: «Дала бы по губам». Так что насилия в своем поведении мы часто просто не замечаем.

Важна поддержка
Что же подскажет родителям, что у ребенка стресс? Признаков много: это потеря аппетита или, наоборот, заедание, нарушение сна, повышенная утомляемость, раздражение, неспособность регулировать свое эмоциональное состояние, появление новых страхов, резкая смена настроения и т. п.
– Нужно наблюдать за ребенком, быть с ним в контакте. Обратите внимание на навязчивые движения. Это не только подергивание мышцами лица, но и покряхтывание и шмыгание носом, когда здоров и не простужен, – добавляет Безруких.
Избежать стрессов полностью вряд ли удастся. Но вот повышать стрессоустойчивость можно и нужно. Помогут упражнения для расслабления (делать их стоит уже в дошкольном возрасте), занятия спортом и хобби. 
– Важно, чтобы были четкие требования и правила, режим. 
В семье должна быть одна линия поведения. Если папа разрешает или запрещает одно, мама – другое, бабушка и дедушка – третье, ребенок неизбежно начнет манипулировать. И это будет приводить к конфликтам, – предупреждает эксперт. – Крайне важна поддержка родителей: ваши сын или дочь должны быть уверены, что вы в любом случае на их стороне. Это не означает «довольны» или со всем согласны, но точно «за» него.

Что повышает стрессоустойчивость
  • Четкое согласование требований в семье, правила, режим;навыки эмоционального реагирования;
  • навыки решения сложных моментов и действия в ситуации неопределенности;
  • умение наблюдать и понимать свое состояние, настроение, эмоции, описывать их словами;
  • умение спокойно и твердо отстаивать свою позицию и говорить «нет»;
  • адекватная самооценка;
  • адекватные требования в семье и школе;
  • поддержка родителей;
  • двигательная активность, спорт;
  • увлечения, успех в разных сферах деятельности;
  • доверительные взаимоотношения в семье.

Признаки проблемы
  • Чрезмерная негативная реакция на любые раздражители, отказ от всего;
  • перевозбуждение, беспокойство, суетливость;
  • неспособность регулировать эмоциональное состояние, резкая смена настроения;
  • нарушение сна (проблемы с засыпанием, кошмары);
  • жалобы на боли (головные, в области солнечного сплетения);
  • тошнота, рвота, потеря аппетита, заедание;
  • замкнутость, апатия;
  • появление новых страхов;
  • навязчивые движения;
  • снижение работоспособности и успеваемости, повышенная утомляемость.

Проект «Клуб для родителей» – это возможность для читателей газеты «Страна Калининград» встретиться с экспертами и задать им свои вопросы. Психологи, медики, педагоги и другие специалисты дают открытые лекции и дискутируют с участниками на площадке газеты. Следите за анонсами и записывайтесь – участие бесплатное!



06-IMG_4150.jpg
Марьяна Безруких, психофизиолог, директор Института возрастной физиологии РАО, уже не в первый раз выступает в нашем «Клубе для родителей»


06-IMG_4178.jpg
На встрече с экспертом участники узнали, что происходит в организме во время стресса и как можно помочь ребенку

07-IMG_7542.jpg
При хроническом стрессе мозг начинает реагировать на любую мелочь как на глобальную катастрофу
цитата
,
:
, :
Когда ребенок по пути в школу ест в машине или делает уроки в дороге между балетом и рисованием – это ненормально и не пройдет бесследно

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

6627
опрос 11 ноября 2020

Роспотребнадзор предлагает россиянам провести новогодние праздники дома. А у вас какие планы?

59