Что это такое, как научить ребенка понимать свои и чужие эмоции, какие есть практические упражнения — обо всем этом любознательным родителям рассказала психолог Мила Дружинина.
Психолог Мила Дружинина рассказала об основных эмоциях и о том, как управлять своим поведением
Навыки будущего
Как вырастить успешного, счастливого ребенка, волнует всех родителей. Но лишь некоторые понимают, что влияет на такой результат.
– По исследованиям ученых, это прежде всего окружение, затем мышление и лишь в последнюю очередь знания или интеллект. Раньше во главу угла ставили IQ, но, анализируя биографии разных людей, заметили, что его высокий уровень далеко не всегда гарантирует успешность в жизни и карьере, ощущение счастья. А вот умение грамотно выстраивать взаимоотношения с теми, кто находится рядом, на все это влияет и еще как, – говорит психолог.
Это умение, а точнее навык – и есть эмоциональный интеллект. Так назвали способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность «управлять» своими эмоциями и эмоциями других людей для решения разных задач. Само понятие появилось еще в 1990-х годах в Америки, но особенно актуальным стало в последнее время.
– В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе аналитики озвучили десять качеств, которые понадобятся человеку и важны (а следовательно будут и цениться) в ближайшем будущем. Помимо креативности, критического мышления и других моментов, там отметили и эмоциональный интеллект, – рассказала Мила Дружинина.
Естественная реакция
Чтобы разобраться, как же развивать этот тип интеллекта, прежде всего важно понять, что эмоции испытывают все — просто кто-то проявляет это ярче, кто-то более сдержан (но вполне может «бушевать» внутри).
– Контролировать эмоции мы не можем — это автоматическая физиологическая реакция, ее невозможно убрать, вычеркнуть из жизни. Если я громко крикну, вы испугаетесь – и это естественная реакция. Но вот управлять мышлением, своим поведением можно – и в этом цель, – объясняет эксперт.
Наш мыслительный процесс устроен просто: возникла какая-то ситуация, у нас появилось ощущение, потом эмоция, следом мысли. Дальше принимаем решение, действуем – как следствие возникает новая ситуация. И так по кругу.
– Менять происходящее мы можем как раз на стадии мыслей: от того, какими они будут, зависит будущая картинка, – говорит Мила. – Например, если вам наступили в автобусе на ногу, вы в любом случае испытаете боль и эмоцию злости. Но дальше сценарий может быть разным. Вы, как вариант, подумаете, что специально, резко ответите – и получите то же в ответ. Или же решите, что человек случайно оступился, отреагируете спокойно – и конфликта не произойдет. Сама ситуация, эмоция не изменились — только ваши мысли, но результат разный.
Нет плохих и хороших
Наш эксперт уверен, что заниматься эмоциональным интеллектом, развивать его, нужно с детства. Оптимально приступать к этому в 3–4 года, но, как говорится, никогда не поздно.
– Это поможет ребенку проще общаться со взрослыми и сверстниками, справляться со стрессом и даст еще массу положительных результатов, – поясняет она. – В Йельском университете с 2013 по 2016 год проводили исследование: школьников поделили на две контрольные группы. Первая просто ходила на занятия, со второй занимались развитием эмоционального интеллекта. У ребят из первой группы чаще возникали проблемы с концентрацией внимания, стресс, конфликты со сверстниками. Во второй же группе оказалось больше лидеров, была лучше адаптивность к разным ситуациям и т. п.
Чтобы развивать эмоциональный интеллект, прежде всего нужно научиться распознавать эмоции.
– Кажется, это умеют все, но на самом деле много ошибок даже у взрослых, – делится наш эксперт. – Есть восемь базовых эмоций (они понятны нам по мимике, движениям, интонации): радость, интерес, печаль, злость, удивление, отвращение, страх, доверие (см. рисунок внизу). Они бывают разной интенсивности: так, мы не всегда испытываем бурную радость, она может проявляться в спокойной улыбке. И делятся на приятные и неприятные эмоции. Важно понимать, что последнее не означает «плохие, негативные» и «хорошие, позитивные» – такого деления вообще нет. Неприятные эмоции мало кому нравится переживать: не все любят злиться или печалиться.
А приятные эмоции по душе всем – радость, интерес. Но это не означает, что неприятные нам не нужны.
Вторым шагом становится понимание эмоций.
– Важно не только распознавать, но и понимать, почему они возникают. Удивление – когда видим то, что непонятно, неожиданно. Страх – когда нам что-то угрожает и так далее. На самом деле все эмоции в чем-то помогают: интерес – изучать, страх – находить выход, печаль – фокусироваться на чем-то и лучше анализировать ошибки, – поясняет психолог.
Затем можно приступать к использованию эмоций и управлению своим поведением. Например, учиться тому, как переключить себя из одного состояния в другое в зависимости от целей. Или снизить интенсивность эмоций: когда они на пике, у нас выключается способность мыслить и можем только действовать – согласитесь, это не всегда удобно.
– Как я уже говорила, когда мы грустим, то легко фокусируемся – зная это, можно в это время поделать что-то монотонное, что, может, и не хочется, но нужно выполнить, – говорит Мила Дружинина. – Или, зная, что впереди контрольная, лучше посидеть и порисовать, почитать, вместо того чтобы побегать с одноклассниками на перемене. В состоянии сильной радости сконцентрироваться или познавать вряд ли получится успешно.
Научить использовать эмоции и понимать их последствия ребенку помогут фильмы, мультики, книги.
– При просмотре художественных фильмов, чтении произведений, обращайте внимание ребенка на причины и следствия проявления определенных эмоций. Так мы учим ребенка осознавать последствия его эмоций, а это важный шаг к саморегуляции и управлению своим поведением, – делится опытом Мила.
- Какие бывают эмоции
Упражнения для родителей и детей
- Играем в эмоции
Затем попросите его показать эмоции: нахмуриться как туча, разозлиться как голодный волк, например. Или прочитать стихотворение с разным настроением – как будто он радуется или испытывает интерес.
Можно играть и во время прогулок: соревноваться и вести счет, кто сколько увидел эмоций и как определил. Или загадывать друг другу загадки («вижу радостную женщину в красной шапке») и искать этого человека в толпе.
- Ведем дневник
Родители тоже могут вести такой дневник и делиться наблюдениями с ребенком – это вас сблизит.
- Смотрим и читаем
После этого посмотрите фильм дальше и проанализируйте, что произошло с персонажем на самом деле и почему.
Схема мыслительного процесса
«Клуб для родителей» дает возможность поговорить с экспертом на наболевшую тему
Чтобы развивать эмоциональный интеллект, прежде всего нужно научиться распознавать эмоции. Дети этому учатся в том числе и через игру вместе со взрослыми
Проект «Клуб для родителей» – это возможность для читателей газеты «Страна Калининград» встретиться с экспертами и задать им свои вопросы. Психологи, медики, педагоги и другие специалисты дают открытые лекции и дискутируют с участниками на площадке газеты. Следующая встреча состоится в марте, следите за анонсами и записывайтесь – участие бесплатное!
поделиться