или Зарегистрироваться
Мамочкам
2713
0
18 апреля 2018

Подростки работают больше взрослых: их день расписан по минутам

Известный психофизиолог Марьяна Безруких считает, что перегрузки 
в современных школах чудовищные, и это в итоге приводит к трагедиям 
Что происходит в организме подростка, действительно ли он устал или просто отлынивает от домашней работы? 
Об этом, а также о том, как найти общий язык с взрослеющими сыном или дочкой, мы поговорили с Марьяной Безруких, психофизиологом, директором московского Института возрастной физиологии РАО. Столичный эксперт провела очередную встречу в «Клубе для родителей» – специальном проекте газеты «Страна Калининград» для наших читателей. 

Когда гормоны бушуют
Институт возрастной физиологии РАО, который много лет возглавляет Марьяна Безруких, основан в 1943 году и занимается исследованием развития детей.
– Многое удалось понять. Например, что утверждение, будто современные дети интеллектуально быстрее развиваются, чем предыдущие поколения, — миф, – говорит наш эксперт. – То, что малыш в 1,5 годика может нажать иконку на экране гаджета и включить мультик, не говорит об интеллекте — хотя от многих родителей и даже педагогов вы слышите обратное. Современные дети действительно умеют то, чего не могли мы. Но что-то привычное дается им с трудом: сейчас в 1-й класс приходит до 60 % детей с нарушениями речевого развития. Так что интеллект не изменился, как и темп биологического созревания: он резко увеличился после Великой Отечественной войны, но в 1980-х годах застыл. Сейчас завершающая стадия полового созревания у девочек в среднем начинается в 11 лет, у мальчиков — в 12–13 лет, но разброс составляет 2–3 года. А в целом подростками принято считать детей от 10 до 15–16 лет. 
Каждый ребенок проходит пять стадий полового созревания: начинается резкий рост, явное проявление половых признаков, другие физиологические изменения. И гормональная буря.
– Но вот что важно: гормоны бушуют в 9–12 лет, а никак не в 15–16 — в это время идут уже психологические изменения. 
И если у ребенка скачет настроение, он становится угрюмым, раздражительным, впадает в депрессию (а она бывает даже у 8–10-летних), то это связано не с физиологией, а с реакцией на ситуацию, в которой он находится. Имею в виду чудовищные перегрузки, неадекватную реакцию взрослых и т. д., – рассказывает специалист. – По количеству подростковых суицидов мы — первые в Европе. И страшные случаи происходят не только в неблагополучных семьях, но и там, где внешне все хорошо. 

Приходится выживать
От родителей 5–6-классников часто можно услышать: ребенок скатился на тройки – в чем причина?
– Период полового созревания — один из сложнейших в жизни человека. Факторов много – не только внутренних, но и внешних. Я говорю об изменении границ детства: мы оттягиваем момент взросления как можно дальше. Намерения благие — уберечь от сложностей взрослой жизни. Но это ведет к инфантилизму и к тому, что в 30 лет взрослый человек не берет на себя ответственность, избегает трудностей. Кроме того, детям сложно ориентироваться в ценностях: в семье говорят одно, в школе — другое, в интернете — своя информация, которая льется огромным потоком ежедневно, – объясняет Марьяна Безруких.
Но самое страшное — перегрузки.
– Дети находятся в постоянном стрессе ограничения времени. У подростков  72-часовая рабочая неделя, в то время как у взрослых – 48 часов. Еще им нужно 6–7 раз за день переключиться на новый предмет, новые задачи и т. д. А ведь родители стараются еще нагрузить дополнительными занятиями. Все за счет сна, прогулок, отдыха. Подростки фактически выживают, – поясняет эксперт.

Все меняется буквально за сутки
Кроме внешних факторов, на подростка начинает влиять перестройка всех систем организма. 
– В прошлом году на уроках физкультуры погибло больше 200 детей — и мы анализировали эти случаи. Как и 72 смерти три года назад, когда говорили, что если ничего не изменить — не на уроках физкультуры, а в целом в системе образования – несчастий будет больше, – говорит Марьяна Безруких. – Родители и педагоги не всегда понимают, что состояние ребенка может поменяться буквально за день: еще вчера он хорошо себя чувствовал и сдавал нормы ГТО, а сегодня – бледный, потеет. Ежедневный стресс накапливается и однажды сбивает с ног. Вот почему нужно быть внимательными к жалобам детей. Если говорит, что плохо себя чувствует, просит остаться дома — оставлять, несмотря на важные контрольные. Возможно, вы спасете ему жизнь — и это не преувеличение. 
Подростки начинают быстрее уставать, утомляться.
– Поэтому в том, что раньше дочка учила стих за одно прочтение, а теперь не может запомнить, нет ничего удивительного. В том, что сын схватывал все на лету, а теперь сидит над заданиями часами, — тоже. Они не ленятся, они — не могут. Снижение работоспособности, утомляемость, колебания внимания, трудности контроля ошибок, планирования и выполнения самостоятельных заданий начинаются в 9 лет, достигают пика в 10–11 и продолжаются, уже в меньшей степени, до 16–17 лет, – рассказывает психофизиолог. – А еще подростки начинают быстро расти, отсюда повышенное внимание к своему телу и внешности. Чаще всего взрослые любят пошутить, спрашивая: «Ну и кому ты хочешь понравится?» Подростки шуток над собой не понимают, для них это насмешка. Она сильно ранит, а комплекс может остаться на всю жизнь. 

Эмоциональное насилие
В подростковом возрасте родители, как правило, уходят на второй план. Но детям все равно нужен взрослый, с которым можно посоветоваться: им может стать учитель, тренер, кто-то из родственников.
– Не стоит расстраиваться из-за того, что вы больше не в первых рядах. Лучше подумайте, как остаться в кругу общения ребенка. Если к вам приходят за советом, не приказывайте и не говорите «как нужно», а объясняйте, приводите примеры из своей жизни. И не бойтесь вспоминать о собственных ошибках, – советует Безруких. – А вот фраза «чтобы мы твоего друга больше не видели, он нам не нравится» может привести к тому, что ребенка потеряете: он, скорее всего, выберет друга, а не вас. Так что позовите приятеля в семью, вместе съездите на природу. 
Поделилась Марьяна Михайловна и таким важным моментом.
– Исследования показывают, что мозг не реагирует на негатив. Подросткам бесполезно говорить «не сделаешь — не получишь», «будешь курить — в 40 лет заработаешь инфаркт»: он вас не услышит. Мозг воспринимает только позитивные вещи, так что подчеркивайте то, что вам нравится (тем самым выделяя, что не устраивает). Найдите, за что похвалить, – рекомендует эксперт.
И не забывайте, что подросткам важно как можно больше бывать на свежем воздухе. 
– На улице ребенок не дурака валяет, это необходимая для него активность. Он и на уроках не должен сидеть смирно: подростку сложно удерживать внимание, концентрироваться, а движение помогает, – объясняет наша гостья.
Особое внимание родителей Марьяна Безруких обратила на эмоциональное насилие.
– О нем не принято говорить. Унижение, запугивание, угрозы и другое эмоциональное «битье» калечит вашего ребенка. Его проявления не так просто заметить, но если вы говорите «уходи, не хочу с тобой говорить» и другие подобные вещи — время задуматься. Пример из моей практики: мама привела на прием четвероклассницу, которой предстоял сложный экзамен, а у нее был сильный невроз, и родители переживали, что дочка ничего не сдаст. Причин для такого ее состояния не видели, но из разговора выяснилось, что виновата учительница. Хорошая, спокойная, по словам мамы, она действительно не кричала на ученицу — просто ласковым голосом постоянно повторяла: «Я не вижу тебя в 5-м классе». Этого оказалось достаточно, – делится психофизиолог. – Вообще, чтобы больше узнать о подростках, рекомендую прочитать книгу, которая уже много лет является моей настольной – Франсуаза Дольто «На стороне подростка».

Вопросы Марьяне Безруких от читателей «СК»

Сын целыми днями не выпускает телефон из рук – играет. Нужно ли забирать силой или не вмешиваться?
– Мы сами создаем эту ловушку, когда в раннем возрасте даем ребенку планшет с мультиком или игрой, если он плачет или расстроен. Повзрослев, когда ему тяжело, он нуждается в «конфете», и первым на ум приходит гаджет. Опять же для него это простой способ расслабиться при большой нагрузке. Отбирать ничего не нужно, нет смысла. А вот найти баланс, заинтересовать его еще чем-то обязательно стоит попробовать.

Как вы относитесь к модным «лево- и правополушарным занятиям»?
– До 70-х годов прошлого века считалось, что все функции выполняет левое полушарие, а правое – подсобное. Потом выяснилось, что всегда работают оба полушария! Так что нет полушарных задач и действий. Как, кстати, и половых предрасположенностей к той или иной деятельности – нет никаких различий по развитию мозга и познавательной деятельности между мальчиками и девочками, есть различия у каждого конкретного ребенка.

Что именно влияет на развитие ребенка – генетика или все же окружение?
– Принято считать, что пятьдесят на пятьдесят. Хотя недавно в Москве проводилось большое исследование близнецов: были и те, что живут вместе, и те, что воспитываются в разных условиях. Так вот во всех случаях все было по-разному – это к вопросу о генетике. А вот на развитие интеллекта больше всего влияют семья и школа.

Постоянно делаю уроки с ребенком-четвероклассником: правильно ли это? 
– Сидеть за спиной у ребенка и делать с ним уроки нельзя уже в 1-м классе. Потом он будет рыдать, что не может делать ничего без вас, не справляется – и все потому, что вы взяли ответственность на себя. Нужно потихоньку выходить из этой ситуации: для начала быть в другой комнате – если будут вопросы, пускай сам к вам приходит. Придумывайте срочные дела, чтобы не сидеть рядом. И обязательно вашего ребенка хвалите за самостоятельность. 

14-На-встречу-с-директором-столичного-Института-возрастной-физиологии-РАО-Марьяной-Безруких-пришло-больше-40-человек.jpg
На встречу с директором столичного Института возрастной физиологии РАО, академиком Марьяной Безруких (на фото в центре) пришло больше сорока читателей газеты «Страна Калининград» 


«Клуб для родителей» – открытые лекции экспертов для наших читателей. В гости к «СК» приходят психологи, педагоги и другие специалисты, а калининградцы получают возможность задать им любые вопросы. Участие в клубе бесплатное, следите за анонсами в газете и записывайтесь на следующую лекцию в мае.

диаграмма-стол.jpg

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

6801
опрос 11 ноября 2020

Роспотребнадзор предлагает россиянам провести новогодние праздники дома. А у вас какие планы?

68