– Учить детей до школы непрерывному письму не стоит. Это весьма сложный процесс, в котором важно все – от правильности посадки и положения ручки до последовательности изучения букв, методов объяснения этого и многое-многое другое, – говорит психолог Наталья Николаева. – Серьезная подготовка к письму, обучение печатным буквам может стать одним из направлений работы с детьми в возрасте 5,5–6,5 лет. А вот комплексную подготовку к обучению письму, которая должна заключаться в развитии внимания, моторики, зрительного восприятия и визуальной памяти, можно проводить с 4–5 лет. В этом возрасте можно уже объяснить, как правильно пишутся буквы, показывать и разъяснять принцип написания печатных букв, поскольку через год-два дети, как правило, уже готовы научиться их писать.
Не занятия, а игра
Конечно, весь процесс обучения ребенка-дошкольника – задания и занятия по подготовке к письму должны проводиться только в игровой форме.
Обучение письму в школе, напротив, требует большой сосредоточенности, это уже не игровые занятия, а серьезная деятельность.
Обучение письму, в принципе, сложный и трудный процесс. И обычно проблемы, которые возникают у школьников, связаны не только с недостаточной сформированностью моторики, внимания, зрительной памяти и прочее, но и со спешкой, слишком высоким темпом изучения букв, с требованиями от детей большой скорости письма, а также зачастую и с непонятным объяснением учителя.
– Один из частых вопросов, которые задают мне родители: «Как часто и насколько долго можно заниматься с сыновьями или дочерями-дошкольниками?» И, как правило, выясняется, что, исходя из «лучших» побуждений, мамы и папы серьезно перегружают своих дошколят. Заниматься с ними подготовкой к письму можно ежедневно, но ограничивать это время 10–15 минутами, – продолжает семейный психолог. – Причем особое внимание надо уделить правильной посадке, соответствующему положению ручки. Последовательность ступеней по подготовке к письму детально описывается в специальных пособиях и книгах, которые могут помочь родителям. Можно их почитать и в электронном виде.
Другой вопрос, который волнует многих родителей: есть ли смысл заставлять сына или дочь писать, если у него никак не получается? Причем многие ребята искренне стараются сделать задание хорошо, но оно им не дается.
По мнению психолога, дошкольника вообще нельзя заставлять писать! Тем более если это у него не получается. В такой ситуации уделите внимание именно подготовке к письму. Полученные навыки дадут затем благоприятный эффект, а у ребенка не выработается негатив к занятиям. Если же трудности при обучении письму возникают у детей постарше, например у первоклассников, важен разговор родителей с учителем. Вместе с педагогом разберитесь в причинах проблемы и выработайте максимально полезные действия для помощи ребенку.
Излишняя торопливость
Некоторые родители, которые решили самостоятельно учить ребенка письму, совершают серьезные ошибки. Самая главная – замена подготовки к письму обучением. Это происходит от элементарного непонимания, что это разные вещи. А также – торопливость, возникающая из-за желания родителей научить сына или дочь писать как можно быстрее. Иногда делают они это, просто чтобы похвастать умениями чада перед знакомыми. Конечно, это в корне неверно.
– Ручное письмо — это сложнейший навык, который формируется медленно, в течение трех-четырех лет, – говорит Наталья Николаева. – Не стоит в дошкольном возрасте использовать и прописи, несмотря на то, что они позволяют сформировать «техническую» сторону письма, правильное написание букв и их соединение. Сейчас в магазинах огромнейший ассортимент прописей, однако далеко не все из них соответствуют возрастным возможностям детей, которые, повторюсь, индивидуальны.
Умногих сегодняшних школьников «манера» письма (стабильность правильного выполнения всех буквенных элементов, их высоты и ширины, наклона линий, способа соединения букв, связности) окончательно не сформирована даже к четвертому классу. Опять же стоит обсудить с педагогом причины подобных проблем. Кроме этого, здесь играют роль индивидуальные особенности нервной системы ребенка, его работоспособность, а также общее состояние здоровья.
С чего начать
• Покажите ребенку, как надо правильно держать пишущий предмет: ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. При этом большой палец находится выше указательного, а кончик ручки ориентирован на плечо.
• Заведите специальную тетрадь или альбом, чтобы обучать письму. Не стоит использовать разлинованную бумагу.
• Сначала рисуйте вместе с сыном или дочкой самые простые элементы: палочки, кружочки, элементы с закруглением внизу и вверху и так далее.
• Старайтесь визуализировать любую информацию. При изучении буквы покажите ее на картинках, нарисуйте ее: при этом движения вашей руки должны быть медленными и видны ребенку.
Справка «СК»
Инициатором Дня ручного письма (почерка) стала Ассоциация производителей пишущих принадлежностей (Writing Instrument Manufacturers Association, WIMA), которая и провозгласила 23 января датой «рукописного» праздника. Растущая с каждым годом популярность компьютеров, электронной почты, СМС и прочих средств быстрого общения постепенно уводит современного человека от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно. Поэтому дату решили отмечать с целью напомнить об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека.
Если трудности при письме обнаружились у ребенка в школе, то вместе с учителем разберитесь в их причинах и выберите эффективную стратегию для помощи
поделиться