или Зарегистрироваться
Мамочкам
1837
0
21 июля 2016

Все дети любят экстрим

Что делать, если ребенок постоянно приходит домой в синяках и ссадинах
Взрослые стремятся сделать детские игры безопасными, но риск для ребенка, по мнению специалистов, естественен. И все же пускать эту ситуацию на самотек ни в коем случае нельзя!

«О чем ты только думал!»
 – Дети совершают множество потенциально опасных поступков, и нам кажется, что они «просто не подумали». Но на самом деле это как раз и есть результат большой умственной работы. То, что нам уже известно, для детей – загадка и повод для эксперимента, – рассказывает семейный психолог Наталья Николаева. – Дошкольники еще не умеют мыслить на перспективу. Поэтому они, как правило, совершают реальные действия, направленные на то, чтобы получить конкретный ответ на свой вопрос. Родители изумляются: «О чем ты только думал?!» Например: «О чем ты думал, когда поджигал в раковине бумажки?!» А ребенок как раз и размышлял: «Что будет, если сжечь лист бумаги, как он сгорит и что останется?» Обычно ему надо совершать действия своими руками, посмотреть, что происходит, и прочувствовать все последствия. 
Как это происходит, нагляднее всего можно увидеть на игровой площадке. Если малышам полутора-трех лет интересно ходить по горкам, сидеть на качелях и лазить вверх-вниз по лестнице (для них это новое и неизведанное), то дети постарше, даже если и остаются в якобы безопасном пространстве, используют конструкции совсем не так, как предполагали проектировщики. Они залезают на декоративные башенки, висят вниз головой на перекладине. Часто дети играют не на специально подготовленных площадках, а рядом, на перевернутой скамейке или на снежной куче.
Благодаря играм и экспериментам дети получают важный опыт принятия решений и анализа ситуации со многими неизвестными. Все это в дальнейшей жизни обеспечит ребенку уровень социальной компетенции, хорошее понимание возможностей своего тела (а это значит – меньше травм!) и хорошие навыки анализа и планирования, которые пригодятся и в школе, и во взрослой жизни.

Генетика или компания?
– Уровень агрессии, импульсивность, удовольствие от преодоления себя, интерес к новизне – эти свойства сильно зависят от генов, – продолжает специалист. – Если когда-то папа покорял мамино сердце, забравшись на третий этаж по водосточной трубе, то особо удивляться тому, что ваш общий ребенок ежедневно возвращается домой с царапинами и синяками, не стоит.
Многие рискованные действия дети совершают в компании сверстников, особенно те поступки, которые им никогда бы не пришли в голову, будь они одни. И этому есть объяснения. Обычно дети плохо оценивают, что может, а что нет другой человек. К тому же для них социальные отношения оказываются еще более сложными, чем мир физических объектов. Зачастую ребенок не знает, что можно и отказаться от предложенного, или же последствия такого отказа кажутся ему катастрофой. Например, фраза сверстника «мы больше не будем с тобой играть» для ребенка означает, что никто и никогда не будет с ним играть, а это очень страшно!
Риск за компанию нужен ребенку не ради риска, а ради компании. Это важная часть взросления и единственный способ научиться отличать собственные желания от навязанных и оценивать границы своих возможностей. И если 6-летний ребенок сломал ногу, перелезая с друзьями через забор, то полученный негативный опыт снизил вероятность того, что через 10–15 лет он начнет курить или сделает тату на полтела под влиянием друзей. 

Главное – доверие, а не чтение морали
В психологии есть понятие – «пиковые переживания»: моменты, когда накал эмоций так силен, что человек переживает ощущение растворения в мире, как бы выходя за пределы собственных возможностей. Источником таких переживаний могут стать: любовь, дружба, творчество, общение с природой, религиозное чувство, искусство. Особенно стремление к ярким переживаниям свойственно подросткам. 
И если в обычной жизни эмоций не хватает, то начинает поиск искусственного «кайфа». Один из них – неоправданный риск. Но если помочь сыну или дочери найти для себя интересующие сферы жизни, то необходимость рисковать отпадет. Поэтому стройте с детьми доверительные отношения, делитесь своими печалями и радостями, тогда и ребенок поделится тем, что его волнует, какие чувства он хочет испытать. 
Слушайте внимательно и не читайте морали (!), подросток почувствует, что к нему относятся, как ко взрослому, и интерес к экстриму уйдет на второй план.

Действия родителейсразу после ЧП
  • Дома обязательно должна быть аптечка для оказания первой помощи. Обрабатывайте полученные ссадины или ранки теми средствами, что меньше щиплют (можно испытать на себе. – Прим. авт.), 
  • и не ругайте за полученные травмы. Это важно, чтобы ребенок не пытался скрыть от вас разбитый локоть или коленку. Наконец, вспомните себя в детстве!
  • Сначала помогите и пожалейте сына или дочь, а уж потом объясняйте. Когда ребенку больно или страшно, он все равно не воспримет смысл разъяснений. После того, как озорник успокоится, с ним можно будет обсудить, что, например, доставать машинку из папиной коллекции с верхней полки – плохая затея.
  • Обсудите с ребенком рискованную ситуацию. Уточните, в чем заключалась его задумка, что он сделал сначала, а что потом. Спросите, удалось ли ему осуществить то, что хотел. Повторите его объяснения и уточните, правильно ли вы все поняли, и уже только после выскажите свое мнение на этот счет. Причем аргументированно. Например, вместо «Лезть на верхнюю полку нельзя» (а ведь имено так  говорят взрослые), расскажите о гравитации и о том, с какой силой он мог бы упасть на землю, если бы оступился. Как правило, такие необычные объяснения лучше запоминаются и могут стать аргументом против предложения друзей полазать по чердакам, гаражам и прочим опасным местам. 
  • В случае необходимости обращайтесь к специалистам. Ребенку, чересчур склонному к риску или же, наоборот, слишком осторожному, могут понадобиться специальные знания, как правильно оценивать уровень опасности своих действий.
Какие опасности подстерегают ребенка на каждом шагу
Большая высота: лазание по деревьям и разным конструкциям, чтобы смотреть на мир свысока и получить чувство покорения вершины.
Большие скорости: раскачивание на канатах, веревках, качелях, лыжах, горках и пр.; езда на велосипедах, скейтбордах и т. д. Эти приспособления вызывают чувство как бы полной потери контроля над ситуацией. 
Опасные инструменты: игры с луками и стрелами, ножами, палками и т. д. Дети чувствуют важность от обладания подобными предметами, даже осознавая, что ошибка может привести к травме.
Опасная среда: игры с огнем, в больших водоемах, что тоже дает степень угрозы.
Групповые затеи: дети гоняются друг за другом, устраивают игровые драки и чаще предпочитают быть тем, кого догоняют, кого ищут, на кого нападают в драке. То есть в положении, влекущем наибольший риск и требующем его преодоления.
Потеряться (исчезнуть): младшие играют в прятки, испытывая страшащее чувство временного разделения с товарищами. Старшие любят отправиться подальше от взрослых, в места, наполненные воображаемыми и реальными опасностями.

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3