или Зарегистрироваться
Мамочкам
2060
0
17 марта 2016

Если вашего ребенка травят в школе

Объектом для издевательств может стать любой – 
независимо от его личных достоинств и уровня семейного достатка
Представьте себе такую картину. Вы приходите на работу – и никто не здоровается, все отворачиваются. Идете по коридору – сзади смешки и шепот. 
Приходите на общее собрание, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Хотите заглянуть в свой ежедневник — его нет на месте. Позже он находится в углу туалета со следами ног на страницах. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: «Нужно уметь ладить с коллегами!». Что вы почувствуете и сколько сможете выдержать?

Возрастное чувство стаи
– В похожую ситуацию попала 9-летняя калининградка. Олю в ее классе выбрали «козлом отпущения» и стали травить, – приводит пример из своей практики семейный психолог Наталья Николаева. – Только за последнюю учебную четверть с аналогичной проблемой ко мне обратилось трое родителей учеников 2, 3 и 5-го классов. 
В современной школе устроено так: пришли, отучились и разошлись каждый в свою сторону. Но именно в возрасте от 7–8 до 12–13 лет детям важно быть в «стае» и осознавать себя через противопоставление другим. И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться против кого-то и чувствовать удаль, веселье, которые охватывают участников травли, потому что они хорошие и вместе. Как правило, это неуверенные в себе дети, зависящие от оценки окружающих, с нарциссическими чертами характера. И, найдя жертву, они по сути само-утверждаются за ее счет.

Дайте насилию определение
С травлей (как и с любым насилием) надо идти на конфронтацию. И до подросткового возраста это полностью зависит от взрослых. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет. К тому же, распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не сможет. 
Конечно, ситуации разнообразны, но есть общие принципы и шаги. Прежде всего, надо честно признать ситуацию. Никаких «у моей дочери не ладится с одноклассниками». Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, толкают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют — это травля. Пока не назовете ее своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит. Дальше надо понять, кто готов взять на себя ответственность за прекращение насилия. Идеально, если это учитель. Если он не может, то придется обращаться во внешние инстанции. Менять школу – крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть нельзя!
– Был в моей практике случай, когда изменения в классе пошли только после вмешательства директора, – продолжает психолог. – Сначала он оперировал фразами: «А что же вы со своим ребенком не поработали?», но его позиция кардинально поменялась после вопроса мамы: «То есть вы расписываетесь в том, что педагоги с травлей ребенка в классе справиться не могут?». 

Болезнь группы
Обычно дети не осознают, что именно делают. У них это называется «мы так играем» или «мы его просто не любим». Они должны узнать от взрослого, что делать недопустимо. Бывает, что надо описать ситуацию с точки зрения жертвы. Важно не давить на жалость. Ни в коем случае не «представляете, как ему плохо, как он несчастен?». Только: «Как было бы вам в такой ситуации? Что чувствовали бы вы?». 
Нужно обозначить травлю как болезнь группы. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть — насилием. Это всем вредно, и давайте-ка вместе срочно лечиться. Таким образом снимается противопоставление между жертвами – насильниками – свидетелями. Все в одной лодке, это общая проблема, давайте вместе решать. 
Также для этого нужно сформулировать позитивные правила жизни в классе. Например: «У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся, их обязательно разнимают».

Справка «СК»
Выражение «козел отпущения» пошло от древнего иудейского обычая раз в год навешивать на бедное животное все свои грехи и отправлять его в пустыню, на съедение демону. Психологически это весьма удобно: перекинул все проблемы на козла – и «свободен». Причем подобные механизмы есть почти во всех культурах. 

Основные ошибки взрослых
  1. Ожидать, что пройдет само
    Не пройдет. Единственно, если в группе найдутся достаточно авторитетные дети, которые вдруг увидят ситуацию иначе и решат заявить о своей точке зрения – это может уменьшить травлю. Но подобное редкость, поскольку до 12 лет с собственной моралью у детей обычно слабовато. И задавать им моральные ориентиры обязаны взрослые. 
  2. Оправдывать сложившуюся ситуацию
    Объяснений, почему вдруг возникла травля, может быть много: потребность возраста, давление закрытой системы – школа, личные особенности детей и прочее. Тратить массу времени на их глубокий анализ можно после, а сейчас надо прекращать травлю, от которой страдает ребенок! 
  3. Путать травлю с непопулярностью
    Это подмена проблемы. Суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит, она в насилии. Многим детям и не нужна особая популярность в классе, они вполне без нее проживут. Они могут быть от природы замкнуты, застенчивы или просто душой принадлежать не к этой, случайно собранной группе – классу. Они хотят одного – безопасности и имеют на нее полное право.
  4. Не стоит думать, что нет повода для беспокойства, если травят не вашего ребенка
    Надо понимать, что в итоге страдают все. Жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности. Свидетели, которые остались в стороне и делали вид, что ничего особенного не происходит. В это время они получали опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое слабодушие, не решившись вступиться за товарища и самому тоже стать жертвой. Страдают и преследователи, получая опыт «шакалов в стае» и безнаказанности, иллюзию своей силы и правоты. Все это приводит к огрублению чувств, а в конечном итоге – к деструктивным, возможно, асоциальным чертам личности. Наконец, это плохо и для класса в целом. Насилие отнимает массу энергии, ни на что другое сил не остается, в том числе и на учебу. Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля прорывается вспышками настоящего насилия. И тогда абсолютно любой – в том числе и ваш – ребенок может быть назначен группой исполнить любую ее волю. Дальше варианты: или он сам рискует совершить преступление, или доведенная жертва даст отпор…
  5. Считать, что травля случается только из-за «нестандартных» особенностей ребенка 
    Да, иногда и так бывает. Очки, веснушки, толщина (худоба), национальность, бедная (богатая) одежда – все пойдет. Но в целом причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. И один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. 
  6. Подталкивать сына и дочь (до 12–13 лет) самим решать проблему 
    Это значит говорить ребенку «ты сам виноват» или «врежь им, чтоб не приставали». Посыл от взрослого получается такой: «Так устроен мир. Они сильны, а значит, правы. Или можешь наплевать на собственную безопасность (не бойся!) и применить силу, тогда тебя не тронут. Другой вариант: стать бесчувственным, не обращать внимания!». В итоге ребенок остается с травлей один на один, слыша за фразами «Научись налаживать отношения», «Дай сдачи» то, что «Тебя ни кто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь». 



14-фгбу-теремок-08.jpg

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27