или Зарегистрироваться
Мамочкам
4869
0
02 октября 2014

Для чего учителям нужен мониторинг учеников

Подобные тесты – это всего лишь часть современной системы школьного образования

«Сын – пятиклассник. В школу ходил с удовольствием, но, после того как в учебном заведении стартовал мониторинг, направленный, по словам учителей, на изучение индивидуально-личностных особенностей детей и с которым мой ребенок по каким-то причинам не справился, сын стал очень тревожен. В детском саду он схватывал все на лету, а здесь растерялся. Я тоже переживаю и не знаю, чем могу ему помочь».

Ольга, Калининград

Психологи говорят, что количество обращений родителей за помощью в осенний период резко возрастает. Среди актуальных тем вопросы дезадаптации ребенка в школе, проблемы поведения, тревога и переживания самих взрослых. Тема же мониторингов – одна из лидирующих. При хорошем овладении учебной программой ребенок при контрольном срезе вдруг показывает низкие результаты.

«Животное, которое ест монитор»

Комментирует письмо читательницы «Страны Калининград» семейный психолог Наталья Николаева:

– Летом я провела опрос среди детей, готовящихся пойти осенью в первый класс. Вопрос был такой: «Как вы думаете, что такое мониторинг?». Знаете, какие ответы получила? Это тролль из сказки; это друг Вингс; это животное, которое ест монитор; это очень большой компьютер; это человек, который следит за детьми; так называют место, куда сносят старые компьютеры и мусор. То же самое спросила у родителей. Не все взрослые смогли объяснить точно этот термин.

Тревога рождается от недостатка информации о самом процессе, зачем это проводится, с какими последствиями столкнутся родители и ребенок. Недавно у меня на консультации была мама с подобной проблемой. Ее единственным желанием было подобрать батарею тестов для занятий с ребенком дома, чтобы «не опозориться». Достаточно было показать примерные задания, чтобы мама успокоилась и осознала, что ребенок справится и никаких страхов перед мониторингом быть не должно. Задача педагога – доступными словами объяснить, какое тестовое задание планируется, на что оно направлено, как и кто распорядится полученной информацией, какую пользу это принесет, насколько соблюдена конфиденциальность. Если ни на один этот вопрос родитель не получает ответа, нужно подумать об отказе в мониторинговом участии, на что он имеет полное право.

Спокойствие, только спокойствие!

Чтобы снизить тревогу родителей, которая очень влияет на самооценку ребенка, достаточно знать некоторые вещи про сам мониторинг:

1. Его целью является информация, которая поможет учителю вовремя заметить трудности ребенка при овладении учебной программой.

2. На успешность теста может влиять что угодно: ходил ли ребенок в детский сад, тон учителя. Одно из самых важных условий – скорость зачитывания инструкций и количество повторов этих инструкций. Очень часто дети не успевают за учителем по причине несовпадения темпераментов. Например: учитель энергичный, а ребенок сам по себе медлительный, ему необходимо несколько раз повторить, объяснить. И наоборот: активные, шустрые дети выхватывают из текста говорящего куски, не обращая внимания на детали, делают все впопыхах, а задание еще не дочитали, тем самым увеличивается вероятность ошибок. Даже взрослые часто переспрашивают, а тут представьте ребенка, который не успел расслышать и понимает, что ответа он уже не получит. Отсюда рождаются стыд и страх быть униженным, отверженным взрослым.

3. Организация мониторинга не предусматривает индивидуального подхода к детям.

4. Очень часто родители рассказывают о запугивании мониторингом со стороны школы. Учителя говорят: «Если плохо напишите, возможно, из школы исключат, потому что нашу программу вы не тянете». Или: «Результаты мониторинга повлияют на прохождение ГИА и ЕГЭ». Как тут не запаниковать? В моей практике был случай, когда ребенку отказали в профильном классе лишь потому, что он выдал плохие результаты в мониторинге, хотя до этого учился хорошо и вообще смышленый. У мальчика был сильнейший стресс, он долго привыкал к новому коллективу, у него сильно снизились адаптивные ресурсы организма. Конечно, это не добавляет оптимизма родителям и уж точно работает не на результат, а скорее, на негативный прогноз относительно будущего ребенка.

Чем помочь себе и детям:

  • Верить в своего ребенка, прощать промахи.
  • Всегда ставить под сомнение слова чужого человека, который утверждает, что ваш ребенок неудачник.
  • Помнить, что нет прямой зависимости между успехом, счастьем в жизни и школьной успешностью.
  • Разбираться с причинами возникающих у ребенка проблем, часто не имеющих никакого отношения к его умственным способностям.
  • Знать, что детям практически невозможно пережить разочарование собственных родителей. Это как остаться совсем одному.

Что такое мониторинг?

Сейчас в сфере образования часто стал встречаться термин «мониторинг». Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ.monitoring – осуществление контроля, слежения) – это комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.

В Калининграде многие дети принесли из школы родителям на подпись своего рода пояснения к новой процедуре. Там указано, что «основная цель проведения мониторинга индивидуально-личностных особенностей выпускников начальной школы – определить направления совершенствования обучения в младших классах, сделать каждую школу эффективно работающей, развивающей детей, а главное, более комфортной для детей и учителей. Результаты обследования детей по морально-этическим вопросам анонимны. Будут представляться в обобщенном виде по регионам».

Родители имеют полное право отказаться от участия в прохождении мониторинга.

 

У вас есть вопросы к психологу? Пишите на указанный ниже электронный адрес

17-спутник-40.jpg

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3