или Зарегистрироваться
Мамочкам
3376
0
02 октября 2014

Для чего учителям нужен мониторинг учеников

Подобные тесты – это всего лишь часть современной системы школьного образования

«Сын – пятиклассник. В школу ходил с удовольствием, но, после того как в учебном заведении стартовал мониторинг, направленный, по словам учителей, на изучение индивидуально-личностных особенностей детей и с которым мой ребенок по каким-то причинам не справился, сын стал очень тревожен. В детском саду он схватывал все на лету, а здесь растерялся. Я тоже переживаю и не знаю, чем могу ему помочь».

Ольга, Калининград

Психологи говорят, что количество обращений родителей за помощью в осенний период резко возрастает. Среди актуальных тем вопросы дезадаптации ребенка в школе, проблемы поведения, тревога и переживания самих взрослых. Тема же мониторингов – одна из лидирующих. При хорошем овладении учебной программой ребенок при контрольном срезе вдруг показывает низкие результаты.

«Животное, которое ест монитор»

Комментирует письмо читательницы «Страны Калининград» семейный психолог Наталья Николаева:

– Летом я провела опрос среди детей, готовящихся пойти осенью в первый класс. Вопрос был такой: «Как вы думаете, что такое мониторинг?». Знаете, какие ответы получила? Это тролль из сказки; это друг Вингс; это животное, которое ест монитор; это очень большой компьютер; это человек, который следит за детьми; так называют место, куда сносят старые компьютеры и мусор. То же самое спросила у родителей. Не все взрослые смогли объяснить точно этот термин.

Тревога рождается от недостатка информации о самом процессе, зачем это проводится, с какими последствиями столкнутся родители и ребенок. Недавно у меня на консультации была мама с подобной проблемой. Ее единственным желанием было подобрать батарею тестов для занятий с ребенком дома, чтобы «не опозориться». Достаточно было показать примерные задания, чтобы мама успокоилась и осознала, что ребенок справится и никаких страхов перед мониторингом быть не должно. Задача педагога – доступными словами объяснить, какое тестовое задание планируется, на что оно направлено, как и кто распорядится полученной информацией, какую пользу это принесет, насколько соблюдена конфиденциальность. Если ни на один этот вопрос родитель не получает ответа, нужно подумать об отказе в мониторинговом участии, на что он имеет полное право.

Спокойствие, только спокойствие!

Чтобы снизить тревогу родителей, которая очень влияет на самооценку ребенка, достаточно знать некоторые вещи про сам мониторинг:

1. Его целью является информация, которая поможет учителю вовремя заметить трудности ребенка при овладении учебной программой.

2. На успешность теста может влиять что угодно: ходил ли ребенок в детский сад, тон учителя. Одно из самых важных условий – скорость зачитывания инструкций и количество повторов этих инструкций. Очень часто дети не успевают за учителем по причине несовпадения темпераментов. Например: учитель энергичный, а ребенок сам по себе медлительный, ему необходимо несколько раз повторить, объяснить. И наоборот: активные, шустрые дети выхватывают из текста говорящего куски, не обращая внимания на детали, делают все впопыхах, а задание еще не дочитали, тем самым увеличивается вероятность ошибок. Даже взрослые часто переспрашивают, а тут представьте ребенка, который не успел расслышать и понимает, что ответа он уже не получит. Отсюда рождаются стыд и страх быть униженным, отверженным взрослым.

3. Организация мониторинга не предусматривает индивидуального подхода к детям.

4. Очень часто родители рассказывают о запугивании мониторингом со стороны школы. Учителя говорят: «Если плохо напишите, возможно, из школы исключат, потому что нашу программу вы не тянете». Или: «Результаты мониторинга повлияют на прохождение ГИА и ЕГЭ». Как тут не запаниковать? В моей практике был случай, когда ребенку отказали в профильном классе лишь потому, что он выдал плохие результаты в мониторинге, хотя до этого учился хорошо и вообще смышленый. У мальчика был сильнейший стресс, он долго привыкал к новому коллективу, у него сильно снизились адаптивные ресурсы организма. Конечно, это не добавляет оптимизма родителям и уж точно работает не на результат, а скорее, на негативный прогноз относительно будущего ребенка.

Чем помочь себе и детям:

  • Верить в своего ребенка, прощать промахи.
  • Всегда ставить под сомнение слова чужого человека, который утверждает, что ваш ребенок неудачник.
  • Помнить, что нет прямой зависимости между успехом, счастьем в жизни и школьной успешностью.
  • Разбираться с причинами возникающих у ребенка проблем, часто не имеющих никакого отношения к его умственным способностям.
  • Знать, что детям практически невозможно пережить разочарование собственных родителей. Это как остаться совсем одному.

Что такое мониторинг?

Сейчас в сфере образования часто стал встречаться термин «мониторинг». Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ.monitoring – осуществление контроля, слежения) – это комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.

В Калининграде многие дети принесли из школы родителям на подпись своего рода пояснения к новой процедуре. Там указано, что «основная цель проведения мониторинга индивидуально-личностных особенностей выпускников начальной школы – определить направления совершенствования обучения в младших классах, сделать каждую школу эффективно работающей, развивающей детей, а главное, более комфортной для детей и учителей. Результаты обследования детей по морально-этическим вопросам анонимны. Будут представляться в обобщенном виде по регионам».

Родители имеют полное право отказаться от участия в прохождении мониторинга.

 

У вас есть вопросы к психологу? Пишите на указанный ниже электронный адрес

17-спутник-40.jpg

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

6796
опрос 11 ноября 2020

Роспотребнадзор предлагает россиянам провести новогодние праздники дома. А у вас какие планы?

68