или Зарегистрироваться
Мамочкам
1744
0
16 января 2014

На какие уловки идут дети в «борьбе» с родителями

Самая популярная манипуляция взрослыми – это слезы с криками «Вы меня не любите!»

«Дочери 10 лет. Единственная в семье, обласкана со всех сторон и ни в чем не знает отказа. На нее никогда не повышали голос и уж тем более не наказывали. А теперь стала врать. И врет даже в мелочах. Звоню с работы: «Посуду помыла? – Да! – Уроки сделала? – Да!». Прихожу домой – тарелки в раковине, за уроки еще не бралась. Начинаем беседовать – она в слезы, в крик: «Вы меня не любите!». Почему дочь себя так ведет? И что делать?»

Ирина, г. Гусев

Письмо читательницы «СК» комментирует и дает советы родителям психолог Наталья Николаева:

– Основные нормы и правила закрепляются в дошкольном возрасте. Они просто необходимы для формирования личности, принятия границ другого человека и своих собственных. Иногда родителям не хватает твердости из-за боязни потерять любовь ребенка.

Когда этой девочке было года три-четыре, наверняка не раз родители просили ее прибрать за собой игрушки и, скорее всего, не объясняли, зачем и почему она должна это сделать. Кроха – в отказ, тогда взрослые убирали игрушки сами. Таким образом раскачивается система «можно-нельзя». Те требования к девочке были минимальными, а в десять лет вроде бы уже пора и посуду мыть, и самостоятельно уроки делать. Ан нет! Деятельность такого рода кажется детям скучной, немотивированной, потому и врет она о сделанной работе, прекрасно понимая, что влетит, но это же будет потом. Запомните, если есть хоть минимальная возможность увильнуть, ребенок обязательно это сделает, причем используя очень популярную манипуляцию – «не любят родители». Взрослые обязательно поведутся на эту уловку.

Стол переговоров – первый пункт

– Взрослым нужно договориться об основных требованиях в воспитании ребенка. Выработать систему поощрения и наказания. Для этого необходимо честно ответить себе на вопросы: «Почему я, взрослый человек, не могу проявить здоровую родительскую власть? Какие чувства при этом испытываю? Чего я хочу добиться в той или иной ситуации? Как влияет мое воспитание на ребенка? Зачем мне это нужно? На какие ресурсы могу опираться?». Только получив ответы, можно влиять на ребенка, и, вероятно, в скором времени истерики прекратятся. Все просто, сели – договорились. На самом деле это только кажется.

Результат зависит от многих факторов: от количества членов семьи, от мотивации и типа нервной системы каждого, способности воспринимать информацию. На практике сесть и договориться смогли единицы. Одной семье пришлось очень нелегко. Родители ребенка испытали на себе давление старших родственников. Те угрожали порвать отношения, «если не прекратится издевательство над дитем», и даже собирались жаловаться в органы опеки на «суровых и безжалостных» мать и отца. И там речь шла не о применении физических наказаний, а о том, чтобы 10-летний ребенок вовремя приходил домой с прогулки, усаживался делать домашние задания и гулял с собакой, которую отчаянно просил и клялся-божился, что будет за ней ухаживать.

Наказания недопустимы

– Если взрослые все-таки сели за стол переговоров – уже полдела сделано. Первое, о чем договариваемся – что мы хотим от ребенка и по силам ли ему это. Хотим, чтобы дочь мыла посуду. Для начала пусть моет только за собой. Это важно. Потому что в моей практике был случай, когда в семье был старший брат, за стол переговоров его не взяли. Как уж он был рад, что у «малой» появилась святая обязанность мыть посуду, в том числе и за ним. Конечно, он пользовался этим, разумеется, не добавляя оптимизма в отношениях с сестрой.

Второй момент – определяем, насколько важным является поручение для ребенка или это просто наша прихоть. Например, если выбирать посуду или уроки, здесь можно расставить приоритеты.

В-третьих, сразу договариваемся о санкциях. Физические наказания недопустимы. Можно лишить посещения развлекательных мероприятий, любимой игры, покупки вещи. И так со всеми требованиями.

Следующий этап – беседа с самим ребенком. Зачастую воодушевленные родители сразу в лоб озвучивают свои требования. Так нельзя. У ребенка необходимо выяснить, что он сам может предложить. Скорее всего, прозвучит «ничего». Тогда позвольте ему выбрать из того, о чем договорились родители и другие старшие члены семьи, при этом рассказывая, зачем это нужно вам, взрослым, и насколько полезно для самого ребенка.

Ну и завершающая стадия – реализация плана. Когда подойдет время того же мытья посуды, начните делать это вместе, постепенно отдавая ответственность. Придерживайтесь всех правил и не отступайте ни на шаг.

  

22.jpg

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2