или Зарегистрироваться
Коммуналка
2159
0
28 февраля 2019

Мусор против бизнеса

Предприниматели оценивают недостатки мусорной реформы в Калининградской области 
Жители Калининградской области в феврале получили первые квитанции на оплату вывоза ТКО (твердые коммунальные отходы) по новым тарифам. 
И тут же на ул. Коперника, 2, выстроились большие очереди: у людей вновь возникли вопросы к региональному оператору – госпредпрятию «Единая система обращения с отходами» («ЕСОО»). По второму адресу – ул. Леонова, 48, – в очередях представители бизнеса. Всем им нужно заключить договоры на услугу с единым региональным оператором. Каждый предприниматель узнает размер нового платежа и... объем проблем. 
По словам регионального бизнес-омбудсмена Георгия Дыханова, к нему уже пошли с обращениями по поводу ожидаемых счетов за вывоз ТКО. 
– Причина обращений одна и та же, – говорит защитник предпринимателей, – применение новых нормативов для расчета услуги. Для одних форм бизнеса за основу взяли квадратные метры помещений, для других – число работающих людей или посетителей. Удивляют и значения нормативов. Так, для торговых сетей, складов, служб быта норматив с 1 января составил более 130 кг отходов с кв. метра помещения в месяц! Офисы считают по числу работающих, как и обувные мастерские. По идее, нормативы должны обобщать какую-то статистику. Но, как я понял из разговора с министром природных ресурсов и экологии Олегом Ступиным, средней статистики у его ведомства не было. Любой тариф зависит от объема вывозимого мусора и затрат перевозчика. Отсюда вопрос: как считали тариф, если объема мусора мы пока не знаем? 
При этом, говорит Георгий Дыханов, постановление правительства области о нормативах по вывозу ТКО было разработано еще в 2016 году. 
– Но никто из нас его в глаза не видел, пока новые нормативы не были введены в действие новым оператором, – говорит омбудсмен. – И, видимо, никто не посчитал, какую сумму в итоге заплатят за вывоз ТКО предприниматели. А подсчеты показывают, что стоимость услуги вырастет в три, пять-шесть раз и выше. 
По словам Дыханова, второй момент, удививший бизнес, заключается в том, что всех заставляют платить вперед.
– Никто еще не знает, сколько у тебя накопится мусора, – продолжает Дыханов, – а заплатить ты должен по максимуму. Хотя раньше бизнес платил по факту за объем вывезенного мусора. Это было всем понятно и справедливо. А сегодня ты должен заплатить, а услугу тебе могут и не оказать, если мусора не скопилось. Более чем странная ситуация. 
«Страна Калининград» обзвонила представителей разных сфер. Народ в ожидании квитанций от «ЕСОО» подсчитывает будущие траты и делится впечатлениями от жизни в целом. 

04-IMG_9838.jpg
Владелица ателье Наталья Дубенко: «Мой мусор – это кусочки ниток, не больше. А платить буду за 141 кубометр отходов» 

04-инфа.jpg
  • Сфера услуг 

Рекомендовали сократить площади 

Владелица калининградского ателье по ремонту одежды «Алина» Наталья Дубенко стала одной из тех, кто, узнав, сколько ей теперь придется платить за вывоз мусора, тут же пошла на прием к региональному бизнес-омбудсмену с жалобой. «Стране Калининград» она также рассказала свою ситуацию: – Стоимость услуги для меня вырастет почти в 10 раз. С ателье, как и прежде, будут брать за вывоз ТКО исходя из площади помещения. Но если раньше я платила сначала 150 рублей, потом 700, то сейчас мой счет составит 6 870, или 72 000 рублей в год, за 141 кубометр мусора. По моему мнению, при расчете норматива и тарифа вообще не учитывали особенности бизнеса. Вот у меня ателье по ремонту одежды. Отходов почти нет. Укоротил брюки клиенту – и все отрезанные полос
ки тот забирает с собой. Из отходов у меня – кусочки ниток! Каждую неделю я выбрасываю пакет в 300 граммов. Все! И за это мне теперь придется платить почти семь тысяч?! Эту сумму мне рассчитали в «ЕСОО» из площади ателье – 94 кв. м. Раньше у меня было четыре работника. Но потом бизнес сильно сократился, и мы из ателье превратились в ремонтную мастерскую. Люди сейчас редко заказывают что-то шить, больше ремонтируют. Когда я пришла в «ЕСОО» и ахнула от будущих платежей, услышала от специалиста совет уменьшить площадь помещения. Но я работаю с кожей, с красителями и восковыми добавками, которые пахнут. Я чем дышать буду в маленьком помещении? Для моего вида бизнеса нужны площади. Все метры оправданны. На это мне ответили, мол, ну сдайте часть ателье в аренду. Но как я могу пустить в помещение чужих людей и здесь же ремонтировать шубы и кожаные куртки, за которые отвечаю деньгами и репутацией? 
По словам Натальи Михайловны, резкий рост платы за вывоз мусора для нее означает смерть бизнеса. 
– Я 40 лет занимаюсь этим делом, – говорит она. – Ко мне клиенты приходят в третьем поколении! Подниму цены, кто пойдет? А у меня пенсия 6400 рублей. Это меньше, чем я за мусор должна теперь платить. Другого дохода нет. Такими расценками они ставят под угрозу даже не бизнес, а мою жизнь. 

04-2019-02-22-11-43-09.jpg
Зампредседателя СТ «Осень» Наталья Будалаева: «Столько мусора накопилось за три недели. Еще не сезон» 


  • Гостиничный бизнес 

Платим за койко-место

Владелец сети отелей Андрей Виноградов: 
– Для нас вывоз ТКО вырастет в 5–6 раз. Платить мы теперь должны от числа койко-мест – и занятых, и свободных. Хотя раньше мусор вывозили по мере наполнения контейнеров. Это было справедливо, так как гостиничный бизнес сезонный. В нашей области почти шесть месяцев в году гостиницы стоят полупустыми, если не пустыми, как сейчас. А мусоровоз приезжает еженедельно. Забрасывает в себя наш пустой контейнер и уезжает. К примеру, в нашем калининградском отеле из 14 номеров заселен один. А счет выставят за все. Такая ситуация выгодна лишь оператору и подрядчику. Последнему, что уезжает от нас пустым, не надо платить за услуги полигона. В итоге он получит сверхприбыль. 
А гостиницы не могут переложить новые затраты на плечи клиентов. Конкуренция в нашей среде жесткая – отели в Калининградской области и так в среднем заполнены на 30% – 35% в течение года. Кто бы что ни рассказывал про привлекательность региона, даже в приморских отелях сезон у нас начинается в середине июля и длится до конца августа. Все! Сейчас падает и деловая активность, на которой раньше зарабатывали городские отели. Так что нам не то, что повышать цены, нам нужно думать, как их снизить. И в этой ситуации нас ставят перед фактом: платить за не оказанную услугу по вывозу мусора. 

  • Садовые товарищества 

Уезжают с пустыми контейнерами 

Председатель регионального общественного объединения «Союз садоводов Калининградской области» Вадим Сафронов: – С садоводами вопрос по вывозу мусора никак не решен. Отходы из садоводческого товарищества (СТ) вывозят, а счета нам пока не выставляли. Но главная проблема в том, что мы до сих пор не знаем ни стоимости этих услуг, ни их экономического обоснования, о чем неоднократно просили. В настоящий момент несколько председателей наших товариществ обратились к депутатам облдумы, а те перенаправили наше обращение в правительство области. Но ответа уже два месяца нет. 
А мы бы хотели собраться с министром экологии и «ЕСОО». У нас много вопросов. К примеру, садовод живет в многоквартирном доме и там платит за вывоз мусора. За ту же услугу он второй раз теперь будет платить и в СТ. При этом есть садоводы, которые и живут, и зарегистрированы в СТ. Они будут платить лишь один раз. Еще одна проблема – с самим вывозом. Сейчас у дачников не сезон. И нет того объема ТКО, как летом или осенью. А мусоровозы приезжают чуть ли не каждый день. Их водители смотрят на пустые контейнеры и уезжают. Чего приезжали? Бензин потратить? Почему нельзя, как раньше, приезжать по мере заполнения контейнера? 
Эти слова подтверждает зампредседателя СТ «Осень» в микрорайоне им. А. Космодемьянского Наталья Будалаева: 
– С января по март у нас скапливается один-два контейнера мусора: людей мало. Потом, с началом сезона, объемы отходов постепенно нарастают. Но что происходит сейчас? Документы на договор с оператором я смогла подать 11 января, хотя в «ЕСОО» хожу с декабря. Но договора на сегодня у нас нет. Мусор при этом вывозят дважды в неделю. Контейнер почти всегда пустой. Машина к нам приезжает и уезжает. Видно, нужно зафиксировать подъезд к мусорной площадке. Когда я обратилась к подрядчику, меня попытались успокоить. Мол, чего вы волнуетесь, какая вам разница, сколько раз к вам приедут? Обидно, когда тебя держат за дурака. Ведь все эти расходы – бензин, техника, работа людей, их зарплаты – закладываются в наш тариф. Нам будут говорить, как они много работают, показывать частоту поездок, а ведь на деле нередко возят воздух! Я уже обратилась с письмом в министерство, в «ЕСОО» и губернатору, но ответа пока не получила. 

  • Ветеринары 

Услуги те же, цена дороже

Виолетта Фарафонтова, владелица сети ветеринарных клиник: 
– Для нас плата выросла втрое. Это кроме того, что подорожали электроэнергия, вода, из-за роста НДС поднялись закупочные цены на все медикаменты. Расходы выросли существенно, а зарплаты у людей на том же уровне. Больше всего меня волнует такой вопрос: вот мы будем платить втрое больше прежнего, а что получим, кроме повышения цены? У нас новый полигон появился? Нет! Завод по переработке мусора построили? Нет! Мы получаем прежнюю услугу по новой цене. То есть в регионе создали финансовую компанию, которая заключает по тендеру контракты с подрядчиками, в том числе с теми, что были раньше, – и все! Прежде между компаниями была конкуренция. А теперь мы читаем, что региональный оператор хочет закупать мусорные контейнеры за счет бюджета. Но, простите, это наши, народные, деньги. Да и мы уже платим за вывоз мусора. Почему так? 


  • Культура и бюджетники

Насчитали больше, чем поселку
Если у коммерческих структур новые расходы на вывоз мусора ложатся на их же плечи (или будут включены в конечную стоимость товаров и услуг), то у муниципальных организаций за это заплатит бюджет. Так, глава Калининграда Алексей Силанов уже прокомментировал ситуацию на заседании общественного совета по вопросам функционирования «Единой системы обращения с отходами». По его словам, городскому бюджету придется изыскать 60–70 млн рублей, чтобы оплатить подросшие услуги на вывоз ТКО из школ, детсадов, культурных и спортивных учреждений и т. д. Силанов сообщил о проблеме Антону Алиханову. 
– Губернатор уже дал поручение сформировать рабочую группу по оценке расчетов бюджетными учреждениями за вывоз бытовых отходов, – сообщил об итогах встречи глава Калининграда. – Будем ждать результатов. Мы только сейчас готовим все расчеты и будем выходить на заседание горсовета с увеличением финансирования бюджетной сферы муниципального предприятия «Чистота» где-то на сумму 60–70 млн рублей. 
Алексей Силанов признался, что при формировании бюджета на 2019-й и два последующих года таких больших трат не предусматривали. 
Громкие возмущения сейчас слышны от учреждений культуры. Так, директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова сообщила, что для ее учреждения плату за вывоз мусора хотят увеличить почти в 32 раза, или до 7,2 млн рублей в месяц! Как сообщает сайт «Калининград.ру» (14+), администрация учреждения считает сумму крайне завышенной и необоснованной. 
– В других регионах для аналогичной категории объектов норматив не превышает 0,06 кубометра в год, что более чем в 30 раз ниже норматива, установленного для Калининградской области, – рассказали в пресс-службе Музея Мирового океана. 
В такую же ситуацию попал и Виштынецкий эко-музей, расположенный в поселке Краснолесье. Только это учреждение культуры не получает бюджетных средств. Организаторы живут на то, что заработали на выставках и мероприятиях, а также получили президентский грант. 
– Мы пытались заключить договор с «ЕСОО» и там узнали новые нормативы. По ним мы должны платить за 55 кубов мусора в месяц, – говорит замдиректора музея Эдуард Барсуков. – На днях прислали квитанции для оплаты мусора всему поселку, и мы не поленились – посчитали, что для всех жителей Краснолесья вывоз мусора обойдется в 
18 400 рублей, а мы – одно учреждение – должны будем заплатить 29 000 рублей. Мы отказались подписывать с «ЕСОО» договор и уже встречались с министром Ступиным. 
В ходе разговора было высказано предложение о том, чтобы заключить внутренний договор, купить за наш счет контейнер и оплачивать мусор по факту. 
По словам Эдуарда, музей почти не производит мусор, здесь давно занимаются его сортировкой. 
– Летом мы проводили фестиваль «Соседи», на него приехали почти 1000 гостей. 
А мусора мы тогда собрали два 60-литровых мешка одноразовой посуды. В обычные дни из отходов у нас разве что бумажные билеты. При этом у нас печное отопление, бумагу сжигаем.
По словам Барсукова, выручка в музее  мизерная. Так, в январе продали 80 билетов по 70 рублей. Так что покупка контейнера за 3000 рублей станет ощутимой тратой. 
– В такой ситуации стоимость вывоза мусора в 29 000 рублей будет означать смерть музея, – говорит замдиректора. 

  • Чиновники говорят

Не умножили норматив на тариф
Властям надо честно признаться, что ситуация вышла из-под контроля. Новые нормативы по вывозу ТКО были приняты в 2016 году, а тарифы – в 2018-м. Но, по-видимому, никто не посчитал в реальности, сколько же в итоге мы все будем платить. Почему мы делаем такие выводы? Хотя бы потому, что 22 февраля на оперативном совещании в правительстве области было объявлено, что власти собираются предоставить 50-процентную скидку на вывоз мусора ряду льготников. По словам Антона Алиханова, это будут многодетные семьи, ветераны боевых действий, Великой Отечественной войны и становления области. Пока всем придется оплачивать счета полностью, затем дождаться, когда новую льготу оформят законодательно, и получить перерасчет с начала года. А по поводу сильно выросшей платы для юрлиц губернатор сообщил, что вскоре соберется профильная комиссия, чтобы обсудить возникшие проблемы. 
По словам омбудсмена Георгия Дыханова, сейчас нужно срочно менять нормативы, и это возможно, так как они – региональные. 
– Второй момент, на котором я с представителями бизнеса буду настаивать, это оплата вывоза мусора по факту, а не по нормативу, – сказал омбудсмен. 

Прозрачности пока не видим
На прошлой неделе тему мусора и возросших платежей обсудили и в региональной Общественной палате. На встрече присутствовали глава «ЕСОО» Алексей Хряпченко и сотрудники областного Минприроды. Но никто из них внятно так и не прокомментировал ситуацию. Зато глава Службы по тарифам Ольга Боброва долго говорила, на основе каких законодательных актов сформировался новый тариф. Пожалуй, самым ценным в ее выступлении были слова о том, что Службе хотелось бы... больше прозрачности по затратам перевозчиков отходов, так как они составляют львиную долю расходов. 
– Возможно, если будет пересмотрена логистика с точки зрения транспортных потоков, мы можем пересчитать эту составляющую в тарифе, – сказала Ольга Боброва. 

Только цифры
С 2019 года в тарифе на вывоз ТКО 24,5% составляет т. н. экологический налог – плата за негативное воздействие на окружающую среду. Ранее она не включалась в тариф операторов ТКО. 







поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3