или Зарегистрироваться
Качай права
15452
0
09 августа 2021

Ампутация кисти, инвалидность и судебная тяжба

Так трагично закончилась игра подростка на «обесточенной» трансформаторной подстанции
Дети ежедневно изучают этот мир, общаются друг с другом и время от времени совершают шалости, которые могут иметь печальные и далеко идущие последствия. С другой стороны, взрослые должны соблюдать все правила техники безопасности, чтобы ограничить их доступ к опасным объектам.
В поселке Славянское Полесского городского округа во время игры на территории крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) 15-летний Илья Петров* ухватился за токопроводящую шпильку трансформатора, которая, вопреки его ожиданиям, оказалась под напряжением… В итоге парню пришлось ампутировать кисть правой руки, а его маме Раисе Петровой* – требовать моральную компенсацию через суд.

Схватился за шпильку

Сегодня Раиса с сыном находятся на лечении в Санкт-Петербурге. С ее разрешения о произошедшем рассказал представлявший их интересы в суде адвокат Виталий Гордеев.
– ЧП случилось вечером 7 апреля 2019 года. Компания подростков, среди которых был Илья, играла в центре поселка Славянское: неподалеку от железнодорожной станции, на территории бывшего КФХ, – пояснил он. – Там расположен заброшенный склад и трансформаторная подстанция, которая ранее обеспечивала хозяйство электроэнергией. Щитки на ней не были закрыты, все в свободном доступе, за ненадобностью она была обесточена, и мальчишки частенько там собирались и благополучно играли. В этот раз все пошло иначе…
По словам адвоката, ребята бегали. 
В какой-то момент Илья подпрыгнул и ухватился правой рукой за токопроводящую шпильку трансформатора, захотел подтянуться и залезть на подстанцию. 
К счастью, ноги парня в этот момент сорвались и оказались в воздухе, в противном случае, коснувшись ими поверхности, он замкнул бы «цепь» и сразу сгорел, так как подстанция оказалась подключенной к электроэнергии…
Дальше события развивались стремительно. Илью отбросило от подстанции, он остался лежать без сознания, дети сразу побежали в поселок сообщить о ЧП взрослым, вызвали скорую, и пострадавшего подростка экстренно госпитализировали. Медики констатировали электротравму, электроожоги обеих рук и правой голени IV степени, ожоговую болезнь. Правое предплечье подростку пришлось ампутировать, а из-за повреждения нервных окончаний на левой руке он почти не может ею шевелить. Впоследствии была установлена инвалидность, так как парень потерял возможность самообслуживания и выполнения повседневных задач. 
– Я о проблеме Ильи и его мамы узнал от бывшей главы Тургеневского сельского поселения, – продолжает Виталий Гордеев. – Она сообщила о тяжелой ситуации в семье, о том, что отец Ильи погиб и помимо него Раиса воспитывает еще одного ребенка, попросила помочь женщине защитить ее права. Ведь на лечение и уход нужны серьезные средства (первое время их собирали всем миром, выставив информацию о трагедии в одном из пабликов Полесска. – Прим. авт.). Мы составили иск в Центральный районный суд Калининграда, в котором Раиса Петрова, действующая в интересах своего несовершеннолетнего сына, просила взыскать с владельца источника повышенной опасности – АО «Янтарьэнерго» в пользу Ильи компенсацию морального вреда.

Отвечает независимо от вины

Заключение судебно-медицинского эксперта показало, что травма, полученная мальчиком, является опасной для жизни и относится к тяжкому вреду здоровью. Материалами дела установлено, что оборудование находится на балансе филиала АО «Янтарьэнерго» с 1987 года по настоящее время. 
– Компания представила документы о вводе в эксплуатацию подстанции для КФХ, которое в 2014 году по решению Арбитражного суда было ликвидировано. 
А вот на вопрос, почему в 2018 году на ней проводился ремонт и зачем ее подпитывали, если хозяйства давно нет, остался без ответа, – комментирует адвокат.
По Гражданскому кодексу РФ ответчик АО «Янтарьэнерго» как владелец источника повышенной опасности – оборудования трансформаторной подстанции – отвечает за причиненный вред независимо от вины. Также районный суд установил, что нарушений нормативных требований при устройстве трансформаторной подстанции (в том числе по высоте ее расположения) не допущено; есть предупредительные знаки «Опасность поражения электрическим током», что свидетельствует об отсутствии вины ответчика. Кроме того, суд установил грубую неосторожность в действиях самого потерпевшего, что в совокупности с отсутствием вины ответчика определило размер взысканной компенсации морального вреда.

Нормативы нарушены

Районный суд вынес решение взыскать с «Янтарьэнерго» в пользу Ильи Петрова компенсацию в размере 300 000 рублей.
 – Мы с ним не согласились и обжаловали решение в Калининградском областном суде, – говорит Виталий Гордеев. – Дело в том, что изначально при осмотре места происшествия полицией были сделаны фото подстанции, которые зафиксировали в фототаблице. А представители АО предоставили в суде фото этой же подстанции, на которых невооруженным глазом видно, что ее опору подняли на 30 см, причем пытались утверждать, что эти фото сделаны до ЧП. Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда назначила строитель-но-техническую экспертизу, которая сделала вывод, что нормы установки подстанции были изначально нарушены и уже после ЧП конструкция трансформаторной подстанции подвергалась изменению, а именно – была поднята сотрудниками ответчика до нормативной высоты. А на момент получения мальчиком электротравмы она находилась ниже, то есть высота ее расположения не отвечала нормативам. 
В итоге областной суд выразил несогласие с выводами районного суда об отсутствии вины «Янтарьэнерго» в причинении вреда здоровью несовершеннолетнего и увеличил компенсацию морального вреда до 700 тысяч рублей. Вынесенное в июне этого года решение вступило в законную силу. 
– Хочу отметить, что подстанция обесточена, а АО исполнило решение суда – деньги Илье перечислены. Сегодня парню 17 лет, он с трудом смог окончить 9-й класс, проходит постоянное лечение (пересадки кожи), не может вести полноценный образ жизни, испытывает боли, в том числе и фантомные, и, помимо постоянной физической реабилитации, ему требуется и психологическая. Но, пожалуй, самая большая «головная боль» на сегодня – это приобретение реально действующего протеза для правой руки, в ней сохранились нервные импульсы, он стоит около 7 млн рублей. Поэтому, понимая всю сложность ситуации, мы хотим двинуться дальше и попытаться взыскать в его пользу утерянный заработок: за три года назад и три вперед. Такая судебная практика есть, пойдем по этому пути, – подытоживает адвокат. 
* Имя изменено.


06-photo_2021-08-02_15-16-09.jpg
Первые замеры того, как установлена подстанция. В суде выяснится, что эти нормативы были нарушены

06-photo_2021-08-02_15-16-31.jpg

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2