или Зарегистрироваться
Качай права
12704
0
28 апреля 2022

Cемья с пятью детьми купила опасный для жизни дом

Вместо заявленных в документах блоков строение возвели из старых ж/д шпал
Свой дом – мечта для многих, и вот она сбывается: визуально все нравится, документы в порядке, способ оплаты оговорен – беспокоиться не о чем? Реальность показывает, что есть. 
Даже при соблюдении всех этих условий «карета» может превратиться в «тыкву», причем III класса опасности! Но обо всем по порядку.

Странный запах

– С супругом Денисом мы познакомились на мебельной фабрике, где вместе работали, в итоге полюбили друг друга, поженились, – рассказывает калининградка, мама пятерых детей Алена Лоптева. – У меня был сын от первого брака, а в 2016 году родился и наш первый совместный ребенок, тоже мальчик. А еще через год двойняшки – дочка и сын. Своего жилья у нас на тот момент не было, снимать квартиру дорого, поэтому мы подумывали о покупке собственного в ипотеку. В какой-то момент от сотрудников соцопеки мы узнали о перечене госпомощи многодетным семьям. В итоге мы оформили все положенные по закону пособия и за какое-то время смогли подкопить около полумиллиона рублей на часть первоначального взноса по ипотеке. Плюс помогли родители, заняли у друзей, и банк одобрил нам ипотеку на дом. 
По словам Лоптевых, дом выбирали по комфортной для себя цене и чтобы можно было сразу въехать с детьми и жить. А потом сделать ремонт, тем более что на момент покупки Алена ждала пятого ребенка. Таким вариантом оказался дом на земельном участке в с/т «Золотой Петушок» стоимостью 2 050 000 рублей. 
– Согласно документам он возведен из газосиликатных блоков, – рассказывает женщина. – Как мы могли им не доверять? Сейчас вспоминаю, что при первом осмотре дома я почувствовала странный запах и даже раза три спросила, мол, а чем это пахнет? Но продавец ушел от ответа. А потом сама себе объяснила происходящее: в этот момент в доме была затоплена печь, сама я выросла в деревне и знаю, что порой, чтобы быстрее растопить, мы подливали в печку солярки. В общем, я решила, что это как раз тот самый случай. Договор купли-продажи с продавцом заключили 21 марта 2020 года.

Встречные иски

– Часть оплаты (собственные средства и средства ипотечного кредита) мы сразу передали прежним владельцам, продавцу. Средства материнского капитала также должны были быть отданы за дом, но, к счастью, мы этого не успели сделать, «спасла» коронавирусная инфекция,  – говорит Алена. – Как раз, когда мы должны были перевести маткапитал, МФЦ не работали с этой функцией. А вскоре обнаружили неприятнейший «сюрприз». Сначала мы не понимали, почему, пока мы дома, то пахнет хорошо, например вкусной едой. Но стоило уехать семьей на выходные к родителям, и по возвращении мы ощущали неприятный, резкий запах, вызыва-ющий головную боль и тошноту. Приходилось сразу открывать окна и проветривать все помещения. Разгадку этому подсказали соседи. Они как-то спросили нас, мол, а вы знаете, что ваш дом построен из шпал? Мы были в шоке! Старший сын сразу посмотрел в интернете, что шпалы запрещены для строительства, они опасны! А у нас четыре малыша… Мы сразу к продавцу, мол, говори честно, дом из чего? Отпираться он не стал. При этом бывший собственник сказал нам, что мы не отдали ему часть средств – маткапитал и что он намерен подать на нас иск в суд. На что мы ответили, что тоже обратимся в суд.
Лоптевы подали в Центральный районный суд, в котором просили признать договор купли-продажи дома недействительным и применить последствия такой сделки. Продавец, в свою очередь, тоже обратился в суд с иском к Лоптевым, в котором просил взыскать с покупателей 440 866,78 рубля – средства маткапитала, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. Суд объединил эти гражданские дела в одно производство. 
– Согласно п. 1 ст. 178 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной, если заблуждение было настолько существенным, что, разумно и объективно оценивая ситуацию, люди не совершили бы сделку, зная о действительном положении дел, – говорит помощник председателя Калининградского областного суда Марина Бучная. – Обязанность продавца передать покупателю пригодный товар для тех целей, по которым он используется, также закреплена положениями Гражданского кодекса РФ.
– Жилой дом построил сам в 2008 году, использовал ж/д шпалы, – пояснил в суде ответчик. 
 При этом в техдокументации на дом, которую предоставляли покупателю, были данные, что стены изготовлены из газосиликатных блоков. 

Ядовитые вещества

Из заключения ООО «Независимая экспертиза» следует, что снаружи стены дома утеплены пенопластом и оштукатурены, при вскрытии утеплителя обнаружены деревянные ж/д шпалы. Внутри дома чувствуется специфический, резкий и неприятный запах, характерный для деревянных железнодорожных шпал, обработанных средствами защиты от гниения. 
Согласно п. 1.9 ГОСТ 20022.5-93 пропитка деревянных железнодорожных шпал производится защитными средствами: каменноугольным маслом (ядовитое вещество 2-го класса опасности), сланцевым маслом (потенциальный канцероген). Техническое состояние жилого дома оценено экспертом как недопустимое, он не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Визуально оценить, из чего был построен дом, было невозможно. 
Следуя Федеральному классификационному каталогу отходов, отработанные шпалы, пропитанные антисептическими средствами, относятся к III классу опасности – умеренно опасные отходы (нарушают экологию, восстановление длится примерно 10 лет) и подлежат утилизации. 
– Обидно, конечно, когда есть мечта, ты идешь к ней, и вот… Теперь мы должны съехать. Благо, что почти закрыли ипотеку – муж работает, я делаю светильники на дому. Но сейчас идти нам некуда, цены в разы выше, не уедем, пока не отдадут деньги! Как многодетные встали в очередь на получение жилья, но там мы 14 тысяч какие-то. Также будем обращаться к страховщикам, считаем, что у нас страховой случай – когда берешь ипотеку с использованием маткапитала, приходит комиссия и оценивает покупку, чтобы эти средства не пропали. Распознать, из чего наш дом, не смогла и она, – грустно подытоживает Алена.

07-Денис-Лоптев-.jpg
Денис Лоптев с младшим сыном на руках: «О том, что дом построен из шпал, нам рассказали соседи»

07-DSC_1229-3.jpg
Визуально, из чего сооружен коттедж, не смогла определить даже комиссия

Что в итоге
Центральный районный суд признал недействительным договор купли-продажи жилого дома и земельного участка. Применены последствия недействительности сделки: продавец должен вернуть Лоптевым 1 609 133,22 рубля – средства, уплаченные по договору, а жилой дом и земельный участок возвращены в его собственность. А также взыскать с продавца в пользу Лоптевых 20 000 рублей – оплата услуг представителя, 10 000 рублей – расходы на оценку, 300 рублей – госпошлина; в доход федерального бюджета 48 000 рублей – расходы на проведение судебной строитель-но-технической экспертизы, в доход местного бюджета 
15 945,66 рубля – госпошлина. В удовлетворении исковых требований продавца отказано. 
Это решение ответчик попытался обжаловать, но судебная коллегия Калининградского областного суда признала его законным. Оно вступило в силу.

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1