или Зарегистрироваться
Земляки
978
0
06 августа 2020

Старшина давал самолетам вторую жизнь

Первый бой авиатор-ремонтник принял еще в 1938 году
Сегодняшняя история примечательна тем, что о ветеране Великой Отечественной войны Николае Сабадаше журналистам рассказали независимо друг от друга его сослуживец и сын фронтовика. 
– При всех наградах впервые я увидел Николая Михайловича на построении воинской части 23 февраля 1962 года, – рассказывает Василий Перебейнос. – Было это в поселке Донское, где мы тогда оба служили. Ордена Красного Знамени и Отечественной войны I степени, две медали «За боевые заслуги», медали «За Победу над Германией», «Оборону Ленинграда» и другие награды говорили о воинской славе. От своего сослуживца и старшего товарища я узнал многое о войне и сегодня вспоминаю его с благодарностью как знатока дела, труженика и прекрасного человека. 

Механик женился на трактористке
Родился Коля Сабадаш в селе Кульбаки Курской области сразу после революции 1917 года. 
В небогатой крестьянской семье было двое сыновей  и две дочери. Когда пришло время призыва, юношу оправили служить на Дальний Восток в село Камень-Рыболов. Там тогда дислоцировался 47-й истребительный авиационный полк. За четыре года в армии Николай освоил специальность авиамеханика. Его полк первым из авиаотрядов 1 августа 1938 года вступил в бой с японской императорской армией на озере Хасан. 
– Вернувшись после действительной службы, в мае 1941 года отец женился на маме, – рассказывает сын фронтовика инженер Виктор Сабадаш. – Она была первой девушкой на селе. Следуя актуальным тогда лозунгам «Будь готов к труду и обороне!» и «Женщины, на трактор!», мама одной из первых сельчанок сдала нормы спортивного комплекса ГТО и получила профессию механизатора широкого профиля. Она лихо управляла комбайном, трактором, водила грузовик и работала в МТС (машинно-тракторной станции). 
Летом 1941-го Татьяна и Николай Сабадаш вынуждены были расстаться. Уходя на войну, молодой муж не знал, что через 8 месяцев станет отцом…

Изучил секреты маскировки
Николай прибыл к новому месту службы в Ленинградскую область. На Васильевском острове тогда предстояло создать авиабазу Балтийского флота с подвижным ремонтным поездом. Уже через пару недель было спланировано летное поле и сделана насыпь под железную дорогу. Воинская часть, где служил Сабадаш, называлась «Ремпоезд». Кроме своей главной задачи, красноармейцам необходимо было делать маскировку. 
– Если ремонтную базу сосредоточить в одном месте, то ее легко обнаружить и уничтожить, – продолжает Василий Перебейнос. – Передвижная в этом плане намного живучее. 
К поезду на тросах цеплялся всякий хлам, разбитая техника, остатки строений. Этим мусором маскировали места ремонтных работ. С высоты все на земле выглядело, как пожарище или место бомбежки. 
Однажды над Василеостровским аэродромом появился наш бомбардировщик, за которым гнался разрисованный немецкий «мессершмитт». Увлекшись погоней, фашист не вышел из пике, врезался в землю и взорвался. Наш самолет совершил вынужденную посадку, и ему требовалась починка. Николай со своей бригадой за ночь должен был подготовить машину к полету. Чтобы ускорить процесс, решили воспользоваться деталями «мессершмитта», прицепив его к ремпоезду. 
Насколько маскировка была эффективной, говорит тот факт, что до снятия блокады Ленинграда эта ремонтная база так и не была обнаружена немцами. 

Сыновей – не меньше двоих!
На самолетах порой живого места не было, и ремонтникам приходилось проявлять чудеса смекалки, чтобы дать технике вторую жизнь. Например, на морозе клей плохо застывал, и тогда люди грудью ложились на заплатки, чтобы своим теплом помочь клею схватиться. Но были моменты, что и мастера оказывались бессильны – это когда с задания возвращались не все пилоты…
– Отец говорил, что они с товарищами поклялись, что после войны у каждого будет не менее двоих сыновей, – вспоминает Виктор Сабадаш, – так и случилось – у моих родителей родилось двое сыновей. А ведь нас могло и не быть…
Германская разведка три года искала замаскированный аэродром и ремонтную авиамастерскую. Бывало, фашисты подбирались предельно близко – приходилось отбиваться врукопашную. Как-то, лежа на крыле самолета, Николай заканчивал ставить заплатку. Одна заклепка никак не садилась на нужное место, и он решил постучать пистолетом. Вдруг кто-то резко сдернул его за ноги. Упав на землю, он увидел перед лицом дуло немецкого автомата. Не целясь, Николай выстрелил… 
Наши войска двигались все ближе к Берлину. Кто шел по земле, кто по воздуху, кто по воде, а Николай Сабадаш – по рельсам, от аэродрома к аэродрому. Последний был близ города Кольберг (немецкое название польского Колобжега). 
А после Победы ремпоезд отправился в обратный путь. Сначала прибыл в поселок Зеераппен (ныне Люблино Светловского района), затем – в Гросс-Диршкайм (ныне Донское Светлогорского округа), где позднее развернулась воинская часть «Рембаза». Старшина Сабадаш продолжил службу в мирное время и отдал ей почти 40 лет. Он был начальником ПАРМа (подвижной авиационной ремонтной мастерской). Довелось ремонтировать даже реактивные самолеты. Вместе с супругой Татьяной Тихоновной они имели свое небольшое хозяйство – корову, овец, гусей, поросят, индюшек. Для души у Николая Михайловича была голубятня и собака с кошкой.
Не стало ветерана в 1986 году. Сегодня память о героическом дедушке хранят его внуки и правнуки. 

14-2-Сабадаш-гармонист.jpg
Друзья и однополчане с удовольствием слушали гармониста-самоучку Николая Сабадаша (на фото он с музыкальным инструментом) 

14-Удостоверение-за-оборону-Ленинграда.jpg
Все четыре года блокады фронтовик служил в «Ремпоезде» под Ленинградом

14-1-поощрение-сфотаться-у-полкового-знамени.jpg
Сержант Сабадаш на Почетной фотографии у развернутого Знамени Гвардейского авиационного истребительного полка. Такой чести удостаивались лучшие

(Фото из семейного архива Сабадаш)

Наш «Бессмертный полк»
Газета «Страна Калининград» продолжает акцию, посвященную 75-летию Победы, которое страна отметила 9 Мая 2020 года. Мы рассказываем о ветеранах Великой Отечественной войны, партизанах, бойцах Сопротивления, детях войны, тружениках тыла, узниках концлагерей и блокадниках. Предыдущие публикации читайте на нашем сайте strana39.ru (12+) в рубрике «Земляки».

Где можно узнать о героях
Информацию о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период, можно найти в банке данных «Мемориал» https://obd-memorial.ru/html/ и «Память народа» https://pamyat-naroda.ru/

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2