или Зарегистрироваться
Обучение
1478
0
17 февраля 2021

Пандемия загнала людей в будущее пинками

Ученые рассказали, каким видят мир через 10 лет: что будем есть и как работать
В День российской науки, который отмечался 8 февраля, в Калининграде прошел цикл выступлений известных российских ученых в онлайн-программе БФУ им. И. Канта «Открыты будущему». 
В прошлом номере мы написали, что думают эксперты о квантовых компьютерах и искусственном интеллекте. Продолжаем разговор — на этот раз о том, чем будем питаться и что хорошего нам дала пандемия.

Удаленка и автономность

Андрей Себрант, кандидат физико-математических наук, директор по стратегическому маркетингу «Яндекс», профессор НИУ ВШЭ:
– Пандемию принято ругать, но не бывает черного и белого. При все ужасах в ней есть полезные моменты, про них бы я и хотел рассказать. Глобальная проблема перенесла нас меньше чем за год в будущее — по мнению экспертов, примерно в 2030 год. То есть все то, на что ушло бы десятилетие, произошло практически мгновенно. 
Сотни миллионов людей по всему миру получили личный трансформирующий опыт в использовании технологий. Изменений такого масштаба еще не было в истории. Обычно технологии с момента появления на рынке проходят долгий путь, прежде чем становятся для нас чем-то привычным. Звучит удивительно, но компьютер и радио примерно с одинаковой скоростью проникали в нашу жизнь, хотя происходило это в разное время. Даже смартфону, без которого сегодня сложно представить свою жизнь, понадобилось 5–10 лет на то, чтобы занять такую позицию. Так что десятилетие – это среднее время проникновения серьезной инновации, будь то интернет, телевидение или что-то еще. 
А вот в пандемию произошла «быстрая перемотка». Приведу пример из довольно консервативной сферы образования. Цифровизация там шла давно, но на то, чтобы массово онлайн-технологии пришли в школьные классы, понадобилось бы еще 10–12 лет. Пандемия сделала все за 9 месяцев! Она загнала людей в будущее пинками. Изменения коснулись не только обучения, но и электронной торговли, других сервисов. Такой опыт не всем пришелся по душе, но он навсегда останется с нами и уже нас изменил.
В 2020 году сформировались два важных тренда: удаленка и автономность всего, что связано с жизнеобеспечением людей.
Люди, оказавшись в локдауне, были вынуждены начать пользоваться разными онлайн- технологиями и выяснили, что так можно не только развлекаться, но и работать, покупать, учиться и учить, лечиться и т. д. Для многих это было откровением. И люди его не услышали или не увидели в интернете, а ощутили на себе, а потому приняли.
Удаленная форма работы — вот еще то суперважное, что привнесла пандемия. Конечно, речь не идет о том, что теперь офисы опустеют и все начнут работать с пляжа или из гор. Но определенно распределение времени между офисом и другими локациями станет иным. До 2020 года были офисные работники, которые все время проводили в кабинетах, и фрилансеры, заглядывающие туда только на важные совещания. Между ними не было ничего, теперь же появится большая вариативность форм работы. Вообще, вся история про цифровизацию – это про новые выборы, которые появились бы у нас через 10–15 лет, а стали доступны сегодня.
Кроме того, благодаря пандемии люди осознали, что для нашего выживания важна автономность или хотя бы дистанционное управление критической инфраструктурой. Нужно быть готовым и в будущем к подобным ситуациям, а значит, то, без чего мы не можем обойтись, должно продолжать работать даже без участия человека. 

Растительное мясо как тренд

Александр Шендерюк-Жидков, директор ГК «Содружество»:
– Человечество растет: уже через 10 лет нас будет плюс мил-лиард. И, по оценкам экспертов, только к 2100 году, когда нас станет около 12 млрд, темп замедлится. Возникает вопрос: а чем будут питаться все эти люди? А ведь есть они захотят, причем хорошо. Если в 1971 году в среднем человек в мире зарабатывал 1 доллар в день, то в 1995-м – уже больше 2 долларов, в 2019 году – 8 долларов, а к 2044-му прогнозируется цифра в 64 доллара. То есть будет расти средний класс (особую роль здесь сыграет Китай с его огромным населением и развитием), как и количество потребляемых калорий. 
Сегодня человек уже использует две трети территории земли, так что сильно расшириться нам не удастся. Можно предположить, что нас спасут вертикальные фермы или другие технологии. Но мне кажется куда более вероятной тенденция к переходу с животного мяса на растительное. 
Поясню: сегодня 77% сельхозземель используется под пастбища и лишь 23% – под выращивание растений (зерновых и масличных). Но при этом основную массу калорий мы берем именно из растений! К тому же, важно понимать экономику: например, бык – самое неэффективное животное с точки зрения вложений, ведь на 1 кг говядины уходит 25 кг корма (а, например, у курицы пропорция 1:3,3). 
График цен на сельхозтовары за последние 150 лет тоже впечатляет: стоимость свинины, зерна и пшеницы сейчас в разы ниже, чем была в 1900 году, когда начали делать замеры. И лишь говядина выросла в цене. Первый скачок в стоимости этого мяса произошел в 1950-х – эпоха «Макдональдса» и популярность фастфуда увеличила на нее спрос. А с 2000-х подорожание началось снова, но теперь уже из-за нехватки земли. 
Большую роль в новой тенденции сыграет и экология: если обратить внимание на карбоновый след (совокупность всех выбросов парниковых газов, произведенных прямо и косвенно отдельным человеком, организацией, мероприятием или продуктом. – Прим. авт.) сельхозживотных, то он выше, чем от вырубки лесов и всех транспортных средств. 
Так что мы оказались в ситуации, когда нет ресурсов для производства животного мяса, и в ближайшие 10 лет начнется гонка за растительные проте-ины и жиры. И тут у России есть хорошая перспектива. Мы находимся на 4-м месте в мире по производству пшеницы, на втором – по ячменю и подсолнечнику, входим в десятку по кукурузе, рапсу и сое. К тому же у нас есть 76 млн гектаров неиспользуемых сельхозземель (это приблизительно треть от всего, что возделываем сегодня). Можно говорить и о том, чтобы нарастить урожайность, причем без ГМО-семян. 
На мой взгляд, чтобы перейти от животного мяса к растительному, нам не нужны серьезные кризисы. Все это – вопрос экономики. Если одна корова пасется на гектаре земли, где можно было бы вырастить 
10 тонн пшеницы, что будет эффективнее и даст больше пользы? Для меня ответ вполне очевиден. 


15-Почти-не-осталось-земли-для-выращивания-животных,-так-что-экономика-может-подтолкнуть-нас-к-вегатарианству.jpg
Почти не осталось земли для выращивания животных, так что экономика может подтолкнуть нас к вегетарианству

Мнения других ученых о будущем читайте на нашем сайте в материале «Завтра не будет похоже на то, что мы о нем думаем» 

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27