Они представили противоположные точки зрения на то, как гаджеты и интернет меняют сферу образования, как к новым процессам адаптируются дети и что их ждет в ближайшем будущем.
Геймификация и креатив
Начальник центра информатизации образования КОИРО Дмитрий Кулагин настроен оптимистично. На его взгляд, цифровизация делает жизнь современных школьников интереснее, а сам процесс обучения — увлекательнее.
– Дети поколения Z родились «со смартфоном в руках». С самого детства их окружает интернет, – говорит Дмитрий Кулагин. – Как и взрослые, они ежедневно пользуются соцсетями, мессенджерами. По данным Всемирного экономического форума на 2019 год, при общем количестве людей на земле 7,6 млрд мобильные устройства использует 5 млрд человек, а соцсети — 3,5 млрд. Только вдумайтесь в эти цифры — они огромные! В России с населением 143,9 миллиона человек используется 248 млн мобильных гаджетов. Аудитория интернета у нас – 109 млн. Тоже большая вовлеченность. Все это говорит о том, что смартфоны, умные часы и другие современные вещи стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Вот только, опять же по статистике, используем мы их не для того, чтобы облегчить себе жизнь или сделать что-то эффективнее. А в основном для просмотра видео, игр и онлайн-общения (из полезного лидируют мобильные карты и банки).
По этим данным можно заметить проблему: активно развивающиеся технологии, чтобы они приносили пользу, требуют грамотного использования. Но уровень цифровой культуры как у современных школьников, так и у их родителей пока довольно низкий. Если ученик приносит на урок смартфон, он точно будет его отвлекать — сообщения в соцсетях, беспорядочный поиск в интернете. Но за технологиями – колоссальные возможности, – считает эксперт.
Информация меняет мир: только за последние два года появилось 90% всех данных, которые человечество накопило за все время своего существования. Благодаря технологиям появляются новые профессии: специалист по большим данным, оператор дрона и т. п.
– Все это сказывается и на сфере образования: в будущем ее ждет геймификация (использование игровых подходов для неигровых процессов), выход за пределы класса. Все больше будет цениться креативность, нестандартное мышление, умение коммуницировать, критическое мышление и технологические навыки, – рассказывает Дмитрий Кулагин. – Цифровые технологии будут развивать дистанционное и интерактивное обучение, электронные образовательные ресурсы. Образование перестает ограничиваться местом и временем.
Изменится и роль учителя. Технологии дадут педагогам свои плюсы: разнообразные инструменты обучения и источники материала. Но их ждут и сложности: для детей педагог становится далеко не единственным источником знаний, а в многочисленных образовательных материалах в интернете возможны ошибки. Опять же клиповое мышление, снижение внимания будут требовать новых подходов к привычным урокам.
– Меня часто спрашивают, заменят ли роботы учителя. Ответ — смотря какого. Если педагог читает лекцию «по бумажке», дает задания из учебника и просто следит за их выполнением — его можно заменить уже сегодня. А вот творческий, вдумчивый учитель будет востребован всегда, – считает эксперт.
Избыток снижает качество
Старший методист отделения образовательных дисциплин Гусевского политехникума Инга Рацинс придерживается другого взгляда.
– Поиск и анализ информации – важный навык, которые дети осваивают на протяжении всей школы, – объясняет Инга Рацинс. – Задач в нем много: например, выделение главного содержания из предложенного фрагмента, синтез информации. Это необходимо в самых разных дисциплинах. Информации сегодня много — бери и пользуйся. Но, работая со студентами, я заметила, что многие из них не в состоянии найти нужные данные. Даже когда все под рукой, им сложно уловить суть, извлечь ценное. Далеко не все справляются с простым, казалось бы, заданием — прочитать небольшой текст и в двух-трех предложениях изложить его суть. Так что доступность информации еще не гарантирует, что ею смогут воспользоваться.
Педагог отмечает, что постепенно теряется навык составления планов, а ведь это один из способов хранить информацию. Набросать тезисы, цитаты и потом на их основе вспомнить все рассказанное, для современной молодежи нередко становится невыполнимым заданием.
– В 9-м классе вводится промежуточный экзамен по говорению. Получается, что наши дети уже не могут у доски сформулировать мысли и превратить их в связный текст, – констатирует эксперт.
Педагог поясняет, что в обучении важен процесс, «проживание» каждого этапа.
– Это как с маленькими детьми. Мой сын любит играть обычным деревянным бруском – у него он превращается то в самосвал, то в человечка, то в дом. Так он фантазирует, развивается воображение. Происходит важный процесс генерализации понятий, без которого невозможно развитие мышления. А вот машинка на радио-управлении, которая все делает сама, мало что дает.
Конечно, современные учителя не должны отрицать цифровизацию: в школах используется интерактивное оборудование, гаджеты привносят разнообразие.
– При этом, на мой взгляд, нужно не уходить полностью в цифровизацию, а совмещать ее с традиционными подходами. Недостаточное количество наглядности в обучении снижает его качество. Но избыточное количество приводит к такому же результату, – предупреждает эксперт.
Отказываться от цифровых устройств в современном образовании нельзя, но применять их и преподавателям, и учащимся нужно с умом
цитата,, :
:Поиск и анализ информации — важные навыки, которые дети осваивают на протяжении всей школы
поделиться