На самом деле это грандиозное событие – гастроли лучших театров страны по регионам – уже завершается. Начался марафон в январе, прошел через всю Россию, и Калининград стал последним городом на карте.
Перформанс под открытым небом
Мероприятие получилось масштабным – настолько, что на несколько часов перекрывали движение на улицах около драмтеатра. Колонны здания превратились в огромный экран, а территория рядом – в сцену. Для зрителей приготовили свето-музыкальное шоу под открытым небом и перформанс со сценами из истории российского театра от сводного хора из 100 человек, духового оркестра, актеров и волонтеров.
Вечер продолжился уже в драмтеатре торжественной церемонией передачи символа Всероссийского гастрольного марафона и спектаклем «Мнимый больной». Кроме того, в этот день для специалистов и любителей театра прошли мастер-классы и творческие встречи с известными театральными де-ятелями: Кристиной Матвиенко («Электротеатр»), Юлией Большаковой (ГИТИС) и другими экспертами.
– Марафон проходит в рамках Года театра. К нам приезжал Мурманский драмтеатр, затем калининградцев ждет калейдоскоп самых популярных спектаклей нашего театра. А в конце ноября – гастроли московского театра «Модерн», – рассказал художественный руководитель драмтеатра Михаил Андреев.
Без труппы
За несколько дней до этого события на подмостки драмте-атра в рамках другого проекта Года театра – «Театральная олимпиада» – вышли актеры санкт-петербургского «Приюта комедианта». Это первый в стране государственный театр без постоянной труппы, обладатель многочисленных премий.
В Калининград коллектив привез три спектакля: «С вечера до полудня» (16+) о семье советских интеллигентов; «Толстого нет» (16+) по воспоминаниям современников и дневникам родных и близких писателя; «Смерть Тарелкина» (16+) по пьесе Александра Сухово-Кобылина.
Чувствовать время
Театром вот уже больше 20 лет руководит Виктор Минков. Мы поговорили с ним о том, чем сегодня можно удивить зрителя и как оставаться актуальным.
«Страна Калининград»:
– Насколько по-разному сегодня живут столичные и провинциальные театры?
Виктор Минков:
– В плане творчества у меня нет такого деления. В регионах встречаю спектакли, которые, возможно, даже сильнее того, что мы видим в Москве или Петербурге. Талантов везде много, как и идей. А вот финансирование, конечно, отличается. Те-атры из небольших городов не могут позволить себе режиссеров из «высшей лиги» – те стоят довольно дорого, что нормально. Но руководителям все равно нужно вести работу, переговоры, добиваться поддержки властей региона – примеры того, что многое возможно, есть.
– Современный театр часто далек от классического исполнения, смешивает разные виды искусства, экспериментирует с формой. Что нужно, чтобы оставаться актуальным?
– Две вещи. Во-первых, определиться со своей аудиторией и работать для нее. Чувствовать время, настроение публики. Во-вторых, смотреть на то, что происходит в мире — и брать лучшее на вооружение. Важно не застревать в прошлом и понимать, что стоит сохранить, а от чего отказаться.
– Все ваши спектакли актуальны?
– Весь репертуар, включая знаменитого «Короля Лир», лауреата национальной театральной премии «Золотая маска».
В этом году восемь номинаций премии получило «Преступление и наказание» (режиссер обоих спектаклей – Константин Богомолов. – Прим. авт.). Хитом стал «Человек из Подольска» Михаила Бычкова. Мы постоянно идем вперед.
– А какой театр нравится?
– Я люблю умный театр. Когда сидишь в зале, и тебе не нужно разгадывать ребус. Но ты думаешь и чувствуешь одновременно, голова соприкасается с душой. Спектакль должен быть таким, чтобы зритель не просто смеялся над комичными шутками и ситуациями или плакал от простых тем и эмоций, на которые реакция однозначна. А размышлял.
– Когда вы плакали на спектакле в последний раз?
– Недавно в финале «Толстого нет» у меня навернулись слезы. Постановка сделана в классическом стиле, мощная. На сцене – огромная жизнь, которую проживаешь и пропускаешь через себя.
Спектакль «Толстого нет» (16+) по воспоминаниям современников и дневникам писателя в Калининграде собрал полный зал
Руководитель театра из Санкт-Петербурга «Приют комедианта» Виктор Минков
Калининграду в воскресенье торжественно передали символ театрального марафона
фото автора, Дарьи Пичугиной и из архива областного драмтеатра
поделиться