или Зарегистрироваться
Общество
919
0
27 марта 2024

Полюбить за то, как падает целлофан

Известный театровед оценила Калининград и рассказала о современных тенденциях
Накануне Дня театра, который отмечается 27 марта, в Калининград приезжала известный театровед из Санкт-Петербурга Оксана Кушляева. 
Она рассказала о спектаклях, перформансах и режиссерских манифестах, которые меняют современную сцену. И поделилась впечатлениями от местных постановок. 

За пределами сцены

Знаменитая фраза Шекспира «Весь мир – театр» положила начало спору о том, каким должен быть театр. Ярким, с костюмами и образами, или, напротив, сложным и антизрелищным. Этот спор продолжает и современный театр, выходящий за рамки зала, привычных ходов и сюжета, понятной формы и героев.
Оксана Кушляева привела примеры постановок, которые стали новым словом в театральном искусстве и впечатлили Санкт-Петербург.
– Например, впервые в 2012 году, когда еще не было популярных сегодня спектаклей-прогулок, променадов, экскурсий с наушниками, немецкая команда исследователей и создателей нового театрального языка «Римини Протокол» сделала постановку «Remote Петербург» (12+), проходила она и в других городах по всему миру, – рассказала театровед. – Принцип был один: люди, купившие билеты, встречались в определенных точках города, получали наушники и бродили по его улицам, выполняя команды электронного голоса. Со стороны это выглядело удивительно: странные незнакомцы одновременно поднимали ногу или выполняли какие-то другие движения и задания, заходя в публичные места (рынок, метро и т. д.). Они одновременно были актерами и зрителями, вместе исследуя знакомый город и превращаясь в участников гигантского перформанса, цель которого – понять, есть ли грань между театром и жизнью. Это было не развлечением, а серьезным философским размышлением.
Интересный пример расширения границ театра, когда сценой становится весь мир вокруг, показала труппа театра «Karlsson Haus» в спектакле «Выходные бывают только раз в неделю» (0+). 
– Каждый из актеров выбрал себе пожилого героя – кого-то, кого он изучил и хорошо знает (это были родственники, знакомые, соседи и т. п.). По их подобию сделали ростовых кукол, и с ними труппа вышла в парк, – рассказывает Оксана. – Так они провели весь день: бродили по аллеям и взаимодействовали с людьми — гуляли и разговаривали с ними, делали зарядку и другие активности. При этом актер настолько срастался с куклой, что через некоторое время ты переставал его замечать: перед тобой был цельный персонаж. Случайные прохожие откликались, вовлекались в процесс. У некоторых людей, неожиданно ставших частью спектакля, были прорывы: они плакали, общаясь с этими кукольными стариками. Было удивительно, как в постановке соединилось социальное и театральное, это было большое искусство и большое ремесло. В финале все эти старики-куклы садились на лодку и уплывали – с берега им махала целая толпа, которая провела с ними день.
В другом театральном проекте Саши Никитиной «Лес. Застолье» (0+) сценой стала комната с большим столом, на который артисты и зрители принесли угощение из дома. Спектакль состоял из общения, историй (их рассказывали все, потому что гости тоже превращались в актеров), а рядом оказывались люди абсолютно разных возрастов и увлечений, включая ребят с расстройством аутического спектра. 
– Еще один свежий пример – это проект театрального бунтаря Артема Томилова с участием артиста независимых театров Павла Дорохова, – говорит специалист. – Когда по разным причинам уехали многие друзья Павла, кто-то оставил ему на попечение собаку, кто-то – свой бизнес. Так он внезапно стал настройщиком фортепиано – базу клиентов передал знакомый. Павел абсолютно в этом не разбирался, но поставил 
эксперимент: быстро обучился азам, настраивал инструменты с помощью программ и компьютера. При этом он попадал в разные дома, общался с удивительными людьми. Собственно, его опыт и их истории и превратились в спектакль, который проходит в настоящей мастерской по реставрации пианино.

1-кушляева.jpg
Оксана Кушляева – театровед, редактор интернет-издания «Летающий критик», член экспертных советов и жюри многих российских и международных фестивалей.

Большое событие

Рассказала театровед и о новых спектаклях, которые создают собственные вселенные – запутанные, сумасшедшие, зрелищные. 
– Это, например, постановки Андрея Могучего и Бориса Юхананова. Они строят собственные альтернативные вселенные. Их спектакли – это своеобразные альманахи, сериалы в нескольких частях, между которыми проходит время. Они погружают зрителей в особый мир, – пояснила эксперт.
Что касается калининградцев, на ее взгляд, нам с театральной жизнью повезло. А недавно и вовсе в ней случилось большое событие.
– Я посмотрела много спектаклей в Калининградском драмтеатре. Он меняется, ищет, растут и развиваются молодые артисты. Есть амбициозные прорывные постановки – например, «Гудбай, Берлин» (16+) с интересной сценографией, формой, театральным языком. Спектакль «Чайка» (16+), премьера которого состоялась на открытии сезона, я считаю большим событием. Это сложный культурный спектакль,  мир которого создан из отсылок, намеков на разных художников. Но главное — он про сегодняшних людей, про противостояние старого и нового искусства. Кроме того, калининградскую «Чайку» можно полюбить не только за смысл, но и за магию: за то, как работает свет, меняется пространство и даже за то, как красиво целлофан падает на сцену, – поделилась впечатлениями Оксана Кушляева.

11-Театральные-постановки-выходят-на-улицы,-на-фото---представление-%22Лисапед-шоу%22.jpg
Театральные постановки выходят на улицы, на фото – представление «Лисапед-шоу»

11-В-некоторых-современных-постановках-минимум-декораций,-на-фото---спектакль-столичного-театра-%22Шалом%22.jpg
В некоторых современных постановках минимум декораций, на фото – спектакль столичного театра «Шалом»

Театр в школе

Еще в прошлом году президент страны Владимир Путин поручил поддержать школьное театральное движение. Мы узнали в региональном министерстве образования, что происходит с этим направлением в Калининграде. 
– Сегодня школьные театры есть в каждом образовательном учреждении. В регионе проводится областной фестиваль детского литературного творчества имени Ф. М. Достоевского. Можно показать свой талант и на театральном форум-фестивале школьной классики, а также областном детском литературно-театральном конкурсе «Голубая чашка» и других, – пояснили в министерстве.
Также в городских школах в партнерстве с драмтеатром проводят театральные тренинги и обсуждения спектаклей с учениками, мастер-классы для педагогов и реализуют другие проекты.

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3