или Зарегистрироваться
Мамочкам
2847
0
06 августа 2020

Самоизоляция обернулась ростом неврозов у детей

Причем до этого состояния их довели любящие родители
Один из уникальных моментов пандемии – самоизоляция серьезно отразилась на психологическом состоянии… детей. 
Казалось бы, вечно занятые родители наконец смогли вдоволь пообщаться с чадами, выразить им свою любовь, но психологи констатируют, что удалось это далеко не всем. После такого непрерывного взаимодействия со взрослыми многим детям понадобилась помощь психолога, а у некоторых медики диагностировали невроз.

Вложили свои страхи
– С начала мая у меня бывает от 1 до 4 обращений в неделю с проблемами вроде: ребенок замкнулся, не слышит меня, стал агрессивным и неуправляемым, начал всего бояться, нещадно лупит брата и т. п. В основном это школьники, и, несмотря на то, что ситуации разные, причина выявляется одна, – говорит калининградский семейный психолог Наталья Николаева. – Запертые в четырех стенах с детьми и столкнувшиеся с проблемами пандемии взрослые (потеря работы, страх неизвестности, опасности болезни, несостоявшийся отпуск и пр.), зачастую даже не отдавая себе отчета, переложили свою агрессию, раздражение, страхи, тревожность за ситуацию на детей. 
Это могло выражаться в том числе в избыточном количестве требований. Например, вся семья обедает за столом, а фокус раздраженного внимания на ребенке: «Как ты сидишь?! Что ты чавкаешь? Возьми ложку правильно!» И не дай бог сыну или дочке сказать, что суп или макароны ему не нравятся! И уже совсем откровенное насилие: «Нет, ты будешь это есть!» Даже если взрослые что-то недоговаривают или молчат, но эмоционально тревожны или напряжены, дети это четко считывают. И, не совсем понимая происходящее, могут начать «разговаривать» с окружающими телом: различные тики, подергивания конечностей. Другой пример: у достаточно спокойного, адекватного ребенка ни с того ни с сего возникают приступы агрессии – крики, бросание предметов и т. п. Причем спровоцировать такое его поведение может буквально каждое слово взрослого и даже просто его вхождение в комнату. 
– В семье же, где у новоиспеченного агрессора есть младшие братья или сестры, весь его негатив направляется на них: это битье, постоянные упреки, ссоры – все это по факту адресовано родителям, но так действовать безопаснее, – объясняет психолог. – Конфликты между братьями и сестрами говорят и о сражении за родительскую любовь. Еще один «маячок» – внезапное появление у ребенка тотальной лени, невнимательности или рассеянности. По сути, это значит: «Не хочу замечать, видеть». Всеми этими способами дети, так сказать, стравливают накопившееся напряжение или переключают внимание взрослых с себя самих на симптом: тики, невнимательность, плохой сон и так далее становятся поводом для похода к специалисту, зачастую к врачу. И пока родители «сражаются» с симптомом, ребенок временно оставлен в покое. 

Занялись воспитанием вплотную
– Еще одна из реакций на происходящее в семье давление – это внезапное появление нереалистичных страхов, например, ребенок начинает бояться «скрывающихся» в темноте чудовищ, спускаться на лифте и 
т. п., – продолжает специалист. – Недавно у меня были 
32-летняя калининградка и ее 8-летняя дочь. После периода самоизоляции никогда не страдающая от подобных проблем девочка стала отказываться спать без света, появилось ночное недержание мочи. Пришли они уже после визита к неврологу, тот не нашел проблем в организме, связанных с его профилем, и рекомендовал обратиться маме к психологу. Когда начали разбираться в ситуации, стало ясно, что все «усилия» по воспитанию резко потерявшие работу и уверенность в завтрашнем дне с развитием пандемии родители приложили к ней. Папа с мамой выстроили ей строжайший график дня, чтобы ни минутка не была, по их словам, проведена бесполезно. И вплотную занялись «образованием» дочери: она не так сидела (спина была не прямой за столом), не так читала, не так считала, не с теми подружками общалась (ее заставили удалить их контакты из телефона), недостаточно хорошо мыла руки, не те книги читала и прочее и прочее. На девочку обрушился целый град ежеминутных замечаний, сказанных резким, раздраженным тоном! Конечно, в итоге работать пришлось с родителями, благо, они смогли понять, что натворили. Писаться по ночам девочка уже перестала. А вот настольную лампу она пока оставляет включенной на ночь. Ее мама научилась не настаивать на своем принципиальном убеждении, мол, «спать надо без света». И это важно! Ведь ситуации бывают разные, в этом случае женщина признала право дочери просто позаботиться о себе и право сообщить о своих потребностях. И если заснуть со светом ей спокойнее, то что тут еще надо обсуждать?
Или другой пример: 14-летняя девочка-подросток в период самоизоляции осталась дома под наблюдением тети, которая из-за травмы лишилась спортивной карьеры. И все свое отчаяние, горевание по поводу этой ситуации женщина направила на племянницу, так сказать, жила ею: ввела железную дисциплину, контроль в распорядке дня и в учебе, и все это вроде бы из лучших побуждений... Но в итоге у школьницы диагностировали невроз.
– Когда происходит подобное, всегда возникает вопрос: почему столько внимания взрослого человека направлено не на свою жизнь? – продолжает специалист. – Начинаем выяснять истинные причины такого поведения взрослого, его «отпускает», а отношения с детьми становятся комфортнее, но, если честно, так бывает далеко не всегда.
По словам специалиста, всего лишь трое из десяти родителей готовы понять и признать, что это именно их поведение – неосознанная тревога, страхи и создание невыносимо напряженной атмосферы в доме – вызвало проблемы у детей, и начать с этим работать. Причем никто не говорит, что это быстро и легко! Но если ситуацию не решать, то, скорее всего, все вышеуказанные симптомы у ребенка будут усугубляться, вплоть до неврозов и других болезней. 

Совет специалиста

Способ наладить отношения с ребенком
Помочь восстановить подорванные отношения может расслабляющая беседа без надрыва, указаний и упреков, разговор должен состояться из глубокого интереса к чувствам ребенка, искреннего любопытства. Слова и позиция взрослого в диалоге: «Я замечаю, что тебе сложно в последнее время следовать за моими указаниями». И тут же показать себя, свои чувства, а не только лишь констатировать поведение ребенка: «Я не понимаю, почему так поступаешь, я беспокоюсь, что…» И обозначение выхода из ситуации: «Было бы здорово, если бы ты рассказал мне о своих переживаниях. Мы могли бы понять, как с ними справиться».

Как взрослому понять свою роль, которая оказывает влияние на ребенка 
По поводу каждой ситуации, например: вы кричите на сына или дочь: «Ваня, я тебе в пятый раз говорю, заправь футболку в штаны, ходишь как незнамо кто!» или «Света, что ты расселась, ешь быстрей, я тебе сказала!», ловите себя и начинайте задавать себе простейшие вопросы: «Что я делаю? Что я говорю? Зачем я это говорю?» Если отвечать честно, то чаще всего ответ будет один: я делаю это, чтобы вылить свою агрессию, и так мне становится легче. По словам психолога Николаевой, если вы уже вошли в так называемое поле осознанности, то и это уже огромная победа. Если справиться с проблемой все же не получается, то обратитесь к специалисту.


20200731165542_IMG_5234.jpg
Москвичка Ольга у нас в гостях, ее доверительным отношениям с дочерьми Дашей и Таисей самоизоляция не навредила

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27