или Зарегистрироваться
Мамочкам
2068
0
26 февраля 2020

Игры из развлечения могут превратиться в болезнь

Психологи всего мира бьют тревогу по поводу глубокого ухода детей в виртуальный мир 
На очередной встрече «Клуба для родителей» (18+) газеты «Страна Калининград» мы поговорили о зависимостях у детей. 
Психолог, гештальт-терапевт Ирина Маркова рассказала о том, как они формируются и на что родителям обратить внимание, чтобы не пропустить первые «звоночки».

Заполнение пустоты

Зависимостей много: алкогольная, наркотическая, игровая, пищевая, шопоголизм, трудоголизм и т. д. И все их объединяет одно: это психические расстройства.
– Любая зависимость – это уход от реальности, патологическое влечение человека к какому-то объекту или предмету, неумение получать от жизни то, что хочется, – объясняет Ирина Маркова. – Заполнение некой пустоты, которая образовалась из-за фрустрации, неудовлетворенной потребности. 
В результате нереализованности возникает сильное напряжение. И взять в руки сигарету, бокал спиртного, отправиться за очередными покупками – самый простой способ разрядки.
– Если, к примеру, ребенок в семье не получает внимание, заботу – у родителей нет времени, а может, просто не принято выражать чувства, мама и папа эмоционально закрытые, воспитывают в жестких рамках и правилах, – у него наступает эмоциональная депривация (недостаточность, бедность или полное отсутствие эмоциональных контактов с людьми. — Прим. авт.), – говорит психолог. – Детям для нормального развития необходимы эмоции – как положительные, так и отрицательные. И им должен быть выход. Если его нет, происходит замещение. Хорошо, если это спорт. Но место может занять компьютерная игра и т. д. Эмоциональная депривация – один из самых важных факторов возникновения любой из форм зависимости. Человек развивается через эмоциональную сферу. Если блокировать чувства, прятать их внутрь себя – «мальчики не должны плакать», «нельзя сердиться» и т. п., – со временем теряется чувствительность.
– Чтобы ваши сын или дочь не ушли в наркотики, игры, нужно быть с ними, – советует эксперт. – Причем не номинально, а фактически: не просто держать за руку, когда идете на карусель, или раз в месяц съездить вместе на природу, а участвовать в их жизни. Видеть в ребенке личность и понимать, что он чувствует так же, как и вы: злится, испытывает другие отрицательные эмоции. У него тоже есть право на их выражение. Важно научиться самим воспринимать его злость и научить ребенка ее адекватно выражать – не через агрессию, а проговаривание, понимание того, что вызвало реакцию.

Сетеголизм и серфинг

Угроза, с которой родители столкнулись недавно, а многие до сих пор не воспринимают ее как что-то опасное – игровая зависимость. Подумаешь, ребенок все время за компьютером, не вылазит из интернета, общается только в соцсетях. Они все так делают!
– Действительно, уйти от современных реалий нельзя: прогресс привел к тому, что наши дети, да и мы сами много времени проводим онлайн, – рассказывает Ирина Маркова. – Другое дело, что в случае зависимости это вытесняет реальную жизнь, общение. Все настолько серьезно, что недавно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) внесла игровую зависимость в Международную классификацию болезней.
Выделяют разные виды этого вида психического расстройства: сетеголизм (зависимость от сетей), игровую зависимость (компьютерные игры), компьютерный серфинг (бесконтрольное посещение разных ресурсов не ради поиска информации, без систематизации).
Собственно игровая зависимость тоже подразделяется на несколько – смотря в какие именно игры играет ребенок. Это могут быть неролевые компьютерные игры (головоломки, на быстроту реакции, азартные), когда человек получает удовольствие от того, что прошел этап или набрал наибольшее количество очков. И ролевые игры (когда человек выступает за какого-то персонажа) – в этом случае он полностью уходит в виртуальную реальность, теряя связь с настоящей жизнью.

Дофамин без труда

– Мы все больше времени проводим в сети, поглощаем все больше информации, – рассуждает психолог. – Эксперты бьют по этому поводу тревогу. Есть предположение, что эмоциональная сфера вообще может отпасть как рудимент, который человеку вроде бы и не нужен. 
В сети можно находить друзей, делать покупки, учиться, «жить». Найти свое место в виртуальной реальности проще: можешь изобразить себя любым, не нужно идти на компромиссы ради отношений – проще завести нового «друга» вместо старого. В реальности, чтобы тебя уважали, хотели общаться, нужно вызывать интерес, что-то из себя представлять, быть чем-то полезным. Это труд, который в виртуальном пространстве не нужен. В игре можно быть всесильным, побеждать злодеев, вызывать восхищение – и при этом ничего для этого не делать.
Механизмов, вызывающих нездоровую привязанность, много. Например, «дофаминовая петля»: в играх это процесс, когда игрок совершает действие и получает награду, за ней появляются новые возможности, новые действия – цикл замкнулся. В предвкушении награды вырабатывается нейромедиатор дофамин – вещество, которое наш мозг любит и готов поглощать бесконечно. В обычной жизни он мотивирует на успех в выбранном деле, помогает верно действовать. То есть служит во благо. Но в случае игр, когда одно и то же повторяется много раз, выброс дофамина сдвигается на самое начало, и вот мы уже получаем удовольствие даже не от нового уровня, а просто от ожидания успеха. 
– Конечно, психологи не говорят о том, что, если ваш ребенок любит компьютерные игры, это плохо и грозит зависимостью. Вопрос в количестве времени, которое он за ними проводит. И в том, как это отражается на других частях жизни, – поясняет наша собеседница. – Если он приходит домой и первым делом бежит к компьютеру, не отрывается от гаджетов за едой, а вместо прогулки, которую раньше любил, снова садится к экрану – это тревожные звоночки.

Инструмент, а не игрушка

Последствия могут быть самыми негативными: ребенок становится раздражительным, развивается комплекс неполноценности, неуверенности в себе вне виртуальной сферы. Начинаются проблемы с учебой, общением со сверстниками. 
Страдает и здоровье – от головных болей, неприятных ощущений в области лопаток и мышцах шеи до туннельного синдрома (неврологического заболевания, проявляющегося длительной болью и онемением пальцев кисти).
– Главный вопрос: что делать?! Запреты не помогут. Надо договариваться, например, можно ограничить время за компьютером, но обязательно объяснить, почему – из-за плохой успеваемости или других причин. Важно разобраться, во что ребенок играет, что его увлекает, возможно, так удастся понять, в чем дефицит. И подумать, как помочь ему получить желаемое в обычной жизни. Например, если сын играет в героя, ему, вероятно, не хватает одобрения, похвалы, признания, – поясняет Ирина. – Еще до появления каких-то симптомов важно обучить детей правилам поведения в интернете. Рассказать, что это не только развлечение, но и обучение, информация, помощь в развитии. Инструмент, которым нужно правильно пользоваться.

Дорога в один конец

К страшным последствиям приводят и такие виды зависимостей, как наркомания и алкоголизм: помимо психологической, тут возникает и физиологическая привязанность. 
– Все виды химических зависимостей, как и любые другие, основаны на замещении реального мира придуманным. А это означает, что что-то не устраивает в жизни, то есть мы снова говорим о дефиците, о нереализованных потребностях, – продолжает Ирина Маркова. – Нужно обязательно разговаривать с подростками о вреде алкоголя и наркотиков. Рекомендую делать это в 12–13 лет, раньше психика и восприятие могут оказаться не готовыми (конечно, если нет предпосылок для того, чтобы в какой-то форме обсудить это раньше, к примеру, информация, что ребенок может получить наркотики в вашем дворе и т. п.). Этот возраст согласуется и с тем, что теперь в школах с 13 лет введено обязательное тестирование учеников на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Разговор нужно тщательно продумать: ваши доводы о том, что алкоголь и наркотики вредят здоровью, сокращают жизнь, вряд ли впечатлят подростка. А вот реальные истории, примеры того, что происходит с внешностью, психикой, дают эффект. Объясните ребенку, что наркотики вызывают быстрое привыкание, с которым можно не справиться. Чаще всего это дорога в один конец. 

Говорите и делитесь

Как заметить проблему? 
– Прежде всего, обращайте внимание на резкие изменения в поведении, перепады настроения. Должны насторожить неуспеваемость, пропуск уроков, то, что ребенок закрывается в комнате, прячется от вас. Совсем серьезный признак, если он постоянно просит денег или какие-то вещи стали пропадать из дома... – добавляет эксперт.
Если появились подозрения, поговорите с учителями, друзьями ребенка, проверьте переписку в соцсетях – соберите информацию. Можно самим сходить на консультацию к наркологу и, если есть серьезные причины, попробовать привести к нему ребенка. Но действовать нужно аккуратно, ведь важно не лишиться доверия, если подозрения необоснованны.
– Знаю по опыту, что уговорить ребенка пойти к наркологу – большая работа. Если нет эмоционального контакта, вы не разговариваете, сами ничем не делитесь, будет сложно, – говорит психолог. – Действуйте не запретами и осуждениями, а говорите о ваших чувствах, тревогах через «я-сообщения» (когда описываете свои чувства – не «ты испортил мне настроение», а «у меня плохое настроение» и т. п.). Чаще всего на такой посыл дети эмоционально откликаются. Но и не перебарщивайте: однажды у меня на приеме была семья, где мать начала говорить в такой манере с 16-летним сыном. До этого они мало общались, и парень решил, что та попала в секту, потому что говорит непривычные и странные вещи.

Причины игровой зависимости
  • Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
  • Недостаток внимания со стороны родителей.
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, не отставать от них. 
  • Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы.
  • Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, других привязанностей, не связанных с компьютером.
  • Невозможность реализовать какие-то потребности: в общении, похвале и т. п.
  • Эмоциональная депривация.

Как ее распознать
  • Сильное раздражение при попытках близких людей ограничить время игры или интернет-серфинга;повышение настроения за компьютером;
  • отказ от личного общения в пользу переписки через интернет или социальные сети;
  • отказ от прогулок, общения с родственниками и друзьями;
  • отсутствие интереса к чему-то, кроме игр или поиска чего-либо в сети.

Какие бывают зависимости
  • Сетеголизм (зависимость от соцсетей).
  • Зависимость от компьютерных игр: 
неролевых (на быстроту, головоломок, азартных) – человек получает удовольствие от того, что он прошел игру или набрал наибольшее количество очков; 
ролевых (когда играет за какого-то персонажа) – человек уходит в виртуальную реальность, отождествляя себя с каким-то героем.
  • Компьютерный серфинг (бесконтрольное и бесцельное «путешествие» по сайтам).

К чему может привести
На социальном, психологическом и физиологическом уровнях:
  • повышенная раздражительность, развитие комплексов неполноценности, неуверенности в себе; 
  • отказ от выполнения обязанностей, сложности с учебой;
  • одиночество и неумение выстраивать отношения; 
  • появление туннельного синдрома (неврологическое заболевание, проявляющееся болью и онемением пальцев кисти);
  • головные боли; 
  • неприятные ощущения в области лопаток и в мышцах шеи;
  • депрессия, вплоть до суицида.


10-IMG_5846.jpg
Чрезмерная привязанность ребенка к соцсетям, компьютерам и играм может стать для него и родителей серьезной проблемой

Следите за анонсами
Проект «Клуб для родителей» (18+) – это возможность для читателей газеты «Страна Калининград» пообщаться с экспертами – психологами, медиками, педагогами и другими специалистами на самые разные темы. Бесплатные встречи в формате открытых лекций и дискуссий проходят раз в месяц – следите за анонсами.
цитата
,
:
, :
Игровая зависимость включена ВОЗ в перечень болезней и расстройств

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27