или Зарегистрироваться
Мамочкам
1882
0
21 июня 2019

Воспитание с видом на будущее

В Калининграде впервые выступила известный психолог в сфере детско-родительских отношений Людмила Петрановская
Тему на встрече затронули актуальную – к чему готовить наших детей в условиях, когда родители сами зачастую дезориентированы и не в состоянии сделать верный прогноз на долгосрочное будущее. На какие правила опираться, как не затерзать ребенка навыками и умениями, как оставить детям право быть детьми? Обо всем этом говорили на встрече. 

Мир трех поросят
Мы находимся в ситуации, в которой подавляющее большинство поколений до нас не находились. Устроено всегда было так – люди живут свою жизнь, когда у них появляются дети, они ориентируются в реалиях, понимают, что будет хорошо или плохо, что полезно или нет, чему важно научить ребенка, чтобы он был успешен. Переживаний по поводу того, что мы не знаем, чему детей учить, не было. Потому что можно опираться на опыт родителей, бабушек, дедушек и так далее. Сейчас мы имеем мир, который меняется на глазах. И это не только про технику. Не микроволновки определяют нашу жизнь. Изменения гораздо более существенные. Мы видим, что меняется само представление о том, что есть ценность и что лежит в основе твоей реализации.
Раньше ты выбирал профессию, овладевал ею, строил карьеру и, по большому счету, полученным образованием пользовался всю жизнь. Сейчас каждый второй работает не по той специальности, по которой окончил вуз. Полученное образование не является окончательным и не ложится в основу будущей реализации. И это уже норма, а не особенная история. Мы не можем себе представить, в каких профессиях будут заняты наши дети. И возникает вопрос: что родителям делать? Что говорить ребенку? Вспомните сказку про трех поросят. Про то, что твоя успешность зависит от вложенных усилий. Ты должен много работать, чтобы иметь устойчивое благосостояние. Но если уж ты не ленился и вложился, твой успех с тобой, он никуда не денется. И если ты не будешь делать глупостей, то свой каменный дом ты можешь передать детям. Сейчас мы тоже рассказываем детям сказку про ленивого и трудолюбивого поросенка, но дети смотрят вокруг и видят инстаграм-блогера, который красит ресницу на камеру и получает больше, чем все его родственники, вместе взятые. Это детей впечатляет и дезориентирует. 
Мы говорим – много работай, и будет все хорошо. А ребенок в ответ – ты много работал, папа, а теперь ты работающий бедный. Зато человек из Инстаграма – миллионер. Мы живем в мире, когда вложенные усилия и результат вовсе не так очевидно связаны, как в мире трех поросят.

Кто молодец? Я молодец! 
Мы, как родители, чувствуем свою несостоятельность в основных функциях – вырастить и подготовить к самостоятельности. И в итоге пытаемся на всякий случай впихнуть в детей все – лидерскую школу, английский, йогу, эмоциональный интеллект. Мы берем ребенка и стараемся изо всех сил больше всего вложить, не зная, что пригодится. Пока могут, дети стараются, потом начинают отбиваться и в итоге ложатся на диван со словами «идите все...». Мы не понимаем, как ориентировать ребенка в жизни. 
В любой непонятной ситуации мы делаем то, что можем. При этом нервничаем, так как понимаем, что это не решение проблем. Чем это оборачивается для детей? Ребенок не понимает, в каком месте он уже молодец. Потому что этого места просто не существует.
У современного ребенка нет места, где он может выдохнуть и подумать про себя: я – классный! Если получил четверку – почему не пятерку, если пятерку – почему не на олимпиаде, если на олимпиаде – а другие еще и рисуют... 
Мы хищно смотрим на детей, пикируем на каждые десять минут их свободного времени, потому что в эти десять минут он мог бы заниматься китайским. А ребенок начинает саботировать, тупить, мы еще больше злимся, и начинается круговорот постоянных ожиданий. 
Мы будем огорчаться, давать ему понять, что он разбил наше сердце. И при этом ни в каком месте он не сможет сказать, что он все сделал, чтобы мамочкино сердце осталось целым. Потому что нет этой точки успокоения.
Современным детям тяжело, потому что есть мама, которая ничего не требует но все время чего-то хочет. Мы не можем потребовать четко, потому что не готовы объявить что-то достаточным. А вдруг мы не в верном месте поставили планку?
Дети в обалдении от этого всего. Мы, с одной стороны, говорим, что оценки не важны, а потом он приносит тройки, и мы с лица спадаем. 

Оставьте детям себя
На что же опираться в таком нестабильном социуме? Только на себя, на собственное я. В этом «жидком» мире мы должны вкладываться в то, чтобы у ребенка было твердое я, то есть внутренний стержень, понимание себя, что я хочу, куда двигаюсь. Только это может дать устойчивость. Это было бы самое разумное. 
Чтобы сформировалось это я, ребенок должен иметь право выбора, возможность ошибаться, говорить то, что нельзя, и получать обратную связь, идти против авторитета. А мы обкладываем детей со всех сторон «ватой», чтобы с ребенком ничего не случилось, чтобы он не расстраивался, не огорчался, чтобы не думал вредные мысли, чтобы слов таких не знал. 
У меня нет ответа на вопрос, что с этим делать. Нужно спрашивать себя, не идем ли мы на поводу у собственной потребности в комфорте, у своего страха. Мы не хотим беспокоиться за детей, и на этом основании забираем у них важные сферы их реализации – прогулки во дворе, походы и многое другое. Мой призыв: наводить на это резкость, думать про это. Мы не знаем, каким окажется будущее. Как бы ни было, у человека в любом случае останется главное – это он сам. И его отношения с людьми, которые рядом. 

22-Петрановская.jpg
«Ребенок должен иметь право выбора, возможность ошибаться, говорить то, что нельзя, и получать обратную связь, идти против авторитета»

Евгения Иванкова, [email protected]
Благодарим за возможность подготовить материал ивент-агентство «Атмосфера»

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27